Впервые прозвучала песня на концерте в Харьковском университете в 1984 году. Тогда БГ говорил, что ему неизвестно, кто написал произведение. Версий появлялось немало, но в итоге все же поклонники пришли к единому мнению по поводу музыки: старинную канцону написал Франческо да Милано в эпоху Возрождения.

Рождение мифа

Непростая ситуация сложилась с текстом.  Известный в андеграундной среде Санкт-Петербурга 70-80-х Алексей Хвостенко, рок-бард, певица Елена Камбурова, даже Александр Пушкин назывались авторами стихов. В пользу последнего выступал довод о существовании романса с таким же названием. Совпадали и рифма, и размер. Вот только одно «но»: убедительный факт оказался на поверку шуткой.

Израильский переводчик, бард и публицист Зеев Гейзель провел свое расследование. Результаты оказались его весьма неожиданными.  История претендует на звание одной из грандиознейших мистификаций прошлого столетия.

В начале семидесятых в Советском Союзе популярность завоевала пластинка пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Пьесы с нее часто звучали по радио и телевидению как заставки программ, использовались в кино.

«Под небом голубым…»: история одной мистификации

Интерес вызвала «Канцона», ставшая первым треком диска. В аннотации было написано, что написавший музыку Франческо Канова да Милано, получивший звание божественного лютниста за свое мастерство, служил у Медичи и у папы Павла III.

Музыка

Но у профессионалов недоумение вызвал тот факт, что «Канцоны» не оказалось ни в одном, даже самом подробном папском каталоге музыканта. А потом выяснилось, что музыка на самом деле гитарная, а диск – явная мистификация. Практически все треки написал исполнитель, Владимир Вавилов, чье имя указано на лицевой стороне пластинки.

Последний романтик русской гитары наивысшей популярностью пользовался в шестидесятых. Виртуоза настолько вдохновила эпоха Возрождения, что инструменталист сам изготовил и освоил лютневую гитару и в 1968 написал несколько произведений для нее в соответствующем ключе.

Поначалу Вавилов исполнял пьесы на своих концертах, называя авторами известных композиторов Ренессанса. Убедившись, что даже искушенные меломаны в восторге, гитарист включил творчество в пластинку, снабдив аннотацией и выдуманными им авторами. Причиной мистификации стало желание донести задуманное до широкой публики. Идея удалась.

«Под небом голубым…»: история одной мистификации

За годы пластинка не только многократно переиздавалась, но и всегда расходилась моментально. В новом тысячелетии она по-прежнему пользуется спросом, сменив формат на CD.

Текст

В конце 1972 пластинка попала в руки химику по профессии и поэту по призванию Анри Волохонскому. Более всего ему запомнилась «Канцона». Ею в эмиграции были навеяны образы Небесного Града Иерусалима, невиданных зверей и символических персонажей Библии. Неожиданно для самого автора появился таинственный оборот «исполненный очей». Поэт написал стихотворение на четверть часа, назвав «Рай».

На так поразившую соавтора многих песен и друга по жизни музыку текст положил Алексей Хвостенко. Он же стал и первым исполнителем. С 1973 начались «квартирные» гастроли «Рая».

Свой вклад в творчество внесли Елена Камбурова и Виктор Луферев. Теперь произведение начиналось фразой: «Над твердью голубой…». Однако, не был забыт и первоначальный вариант.

«Под небом голубым…»: история одной мистификации

В 1976 песня прозвучала как музыкальное сопровождение к спектаклю «Сид», на котором присутствовал «Аквариум». БГ, потрясенный канцоной, включил ее в репертуар группы. В 1987 композиция прозвучала в картине «Асса», став своеобразным гимном нового поколения. Это неудивительно, ведь каждый исполнитель вкладывал в произведение то, что считал самым лучшим: потребность в чистоте, любви, свете и звездном небе над головой.