Иконописным местом расположенное в Ивановской области село Холуй называют с 1613 года. По мнению специалистов, первыми иконописцами были монахи местного монастыря. Позднее обучать мастерству начали и одаренных детей из соседних Мстеры и Шуи.
Рождение промысла
Работы мастера лишились после революции. Оставшиеся в селе занялись поиском применения талантов. Созданная ими артель занялась изготовлением копий картин. Реализовать творческий потенциал художники смогли в 1934, начав роспись лаковой миниатюры в традиционной манере письма.
В уникальность предложенного им промысла изначально практически никто не верил, так как уже завоевали во всем мире признание мстерские и палехские изделия.
При поддержке профессора Бакушинского особенностью мастера сделали большую реалистичность, сохранив декоративность работы. Основу промысла заложили мастера Пузанов, Мокин и Костерин.
Особенности
Холуйская миниатюра максимально передает реальность очертаний рисунка. В основу цветовой гаммы легли прохладный сине-зеленый с теплым песочно-оранжевым спектром. Дополнительными цветами изображение только оживляется.
Использование серебра с золотом разрешается лишь в орнаменте. Внимание холуйская миниатюра привлекает добротой неброской краски.
Артель со временем превратилась в градообразующее предприятие. В 1937 ее работы получили бронзовую медаль на выставке в Париже. Расширялась тематика. Все чаще мастера изображали фрагменты народных сказок. Самостоятельную роль обрел и пейзаж, перестав быть лишь фоном композиции.
Большое внимание уделяли художники реалистичности фигур и выражению лиц героев. Украсили рисунок архитектурные объекты. В 1961 холуйская миниатюра получила международное признание. С ростом количества заказов из-за рубежа росло и число живописцев.
Этапы
Особых изменений в технологию за годы не внесено. Большая часть этапов выполняется вручную, обеспечивая передачу части энергетики мастера изделию. Потому каждая изготовленная в Холуе вещь с годами возрастает в цене.
Начинают работу с навива, трубки из пропитанного льняным маслом прессованного картона, просушенной в печи. Заготовке придают форму будущего изделия.
Затвердевший навив грунтуют, шлифуют и покрывают черным и красным лаком и передают художникам.
Особую рецептуру красок каждый из них хранит в тайне. Наносят краски исключительно беличьей кистью. Вишневую смолу добавляют в орнаменте смешивают с сусальным золотом, которое полируют волчьим зубом.
На готовую работу наносят в несколько слоев лак и вновь наводят глянец до исчезновения малейших царапин.
- Холуйская миниатюра: особенности, история и фото