В древности одежду украшали исключительно вышивкой. Простая иголка и нитки в руках мастерицы создавали удивительные по красоте узоры. Непростое искусство требовало и немалого внимания, и терпения. С годами приемы вышивки совершенствовались, появлялись новые приемы. Однако сохранялись и особенности, и своеобразие промысла.
История
При изучении истории Владимиро-Суздальского княжества были найдены фрагменты украшенной изумительным шитьем одежды. Стежки на лицевой стороне были длинными. На изнаночной стороне просматривались лишь контуры. Археологи обнаружили даже крепление длинных стежком мелкими.
В поселке Мстера в 18-19-ом столетиях в монахини расшивали золотыми нитками лен. Этих мастериц называют родоначальницами владимирского шва. У монахинь искусству обучались окрестные жители, только дорогие золотые нити заменяли затем более доступными красными.
Узоры выглядели как большие листья и цветы, вышитые длинными стежками. Накладные сетки ярких оттенков синего и зеленого заполняли серединки. Допускалось использование черного, бежевого, коричневого и желтого тонов.
Особенности
Для экономии на лицевой стороне располагали большую часть нитей, оставляя с изнанки лишь малозаметный пунктир. Поэтому владимирская гладь и получила второе название, верхошов.
Отличительным признаком того вида рукоделия стало односторонне шитье маленькими стежками. Для изготовления деталей использовались различные приемы.
Крупные элементы вышивали гладью, для стебля – стебельчатый шов, а серединка – сетка. Неизменной остается и тематика: растительные мотивы в красных и белых тонах, иногда лишь можно увидеть птиц.
Нитки чаще всего современные берут мастера шерстяные и сложенные в несколько слоев мулине или «ирис». Обычно рисунок обрамляют узорной каймой в виде повторяющихся веточек либо кустиков.
Приемы
Рукоделие подразумевает несколько вариантов глади, двустороннюю, с настилом, обычную. Простая гладь выполняется по лицевой стороне длинными стежками. Двусторонняя одинаково выглядит с обеих сторон.
Выполняют рисунок стежками следующих видов:
- «С настилом», чтобы позволяют придать элементу объемности. Для этого контур прошивается простыми стежками, а поверху, от середины к краю, выполняется гладь.
- «Лапки» наименование получили по сходству с птичьими следами. Обычно прием используется для заполнения пробелов в крупных деталях.
- «Вперед иголку» применяют, желая выполнить настил для объемных элементов.
- «Стебельчатый шов» - для тонких стеблей, веток. Ткань прокалывается по диагонали и вверху.
- «Козлик» ассоциируется с крестиком, так как стежки пересекают друг дружку снизу и сверху. Никаких требований к размерам стежков нет.
Выполнение
Традиционно ткань используется льняная, неотбеленная. Вышивают белой, односторонней и двусторонней гладью. Для первой используется лишь белый тон ниток. Такая вышивка характерна для украшения постельного белья и полотенец. Поверх настила намечают контуры будущего рисунка швом «вперед иголку».
Затем настилом покрывают поверхности крупных флористических элементов. Окончательный рисунок наносят поверх. Начинают рукоделие с острых кончиков, проходя к краям от центра. Лишь для формирования цветков стежки кладут к центру от краев. Накладная сетка подразумевает заполнение полой середки. Она обычно выглядит как симметричной расположенная совокупность мелких деталей. Иногда длинные стежки при заполнении располагают вертикально либо горизонтально.
Чтобы сохранить надолго красоту работы, важно грамотно ухаживать за изделием:
- Ткань стирают в теплой воде моющими средствами без отбеливателей.
- При машинной стирке предварительно рукоделие помещают в специальный мешочек либо наволочку.
- Обязательно тщательно полоскать.
- Выкручивают выстиранную вещь через махровое полотенце.
- Проглаживают с изнаночной стороны через хлопчатобумажную ткань на мягком полотенце.
Запрещено складывать влажную вышивку. Ее обязательно раскладывают, чтобы хорошенько высохла.
- Владимирская гладь: история, техника, схемы