Как же добиваться того, чтобы команда была пусть и неидеальная, но способная побеждать? Вот несколько советов.
Не возвращаясь к уже названным качествам, следует отметить, что важнейшим условием успешной игры является еще и контактность игроков, их открытость, умение предлагать свои версии и быть внимательными к чужим. Даже самый эрудированный игрок, не обладающий этими качествами, оказывается в команде лишним. У таких игроков есть два типа поведения. Тот, кто хоть и много знает, но привык держаться в стороне от сверстников, во время обсуждения не столько предлагает варианты ответа, сколько, боясь ошибиться, обдумывает своб версию «про себя». Тот же, кто привык быть лидером, уверовал в неоспоримость своего мнения, будет навязывать его своим партнерам, не считаясь с иными суждениями. Большинство интеллектуальных игр рассчитано на совместную деятельность, это как раз тот случай, когда «ум - хорошо, а два - лучше», поэтому всякие проявления индивидуализма здесь неуместны.
Лучше всего, когда игроки одной команды и за пределами игры - хорошие друзья.
Следующее качество, которым должен обладать каждый игрок, - нестандартность мышления. Если вы пытались играть в интеллектуальные игры раньше, вам хорошо известно, как мешают подойти к правильному ответу стереотипы. Отнюдь не всегда верным оказывается тот ответ, который буквально сам собой напрашивается. В игре следует «прорабатывать» любые версии, в том числе - самые парадоксальные, но для этого нужно их как минимум высказать.
Кроме умения нестандартно мыслить, игрокам необходимо умение кратко излагать свои версии. Неторопливые, рассудительные, основательные игроки, при всем уважении к ним и к этим качествам в повседневной жизни, увы, чаще всего лишь мешают своей команде своими пространными монологами в процессе обсуждения.
Помимо качеств, которыми должны обладать все участники, каждый из них должен играть в команде определенную роль. Конечно, эти роли не закрепляются за игроками раз и навсегда, они могут меняться и совмещаться во время игры.
К примеру, в команде должен быть капитан. Это, как правило, тот, кто имеет в команде наибольший авторитет. Однако это не означает, что капитан - это самый эрудированный игрок. Его функция в команде скорее «диспетчерская». Он не дает подолгу задерживаться на одном варианте, это он выбирает одну версию из всех имеющихся, это он отвечает на вопрос в тот момент, когда у команды нет версии (такое тоже бывает).
Кроме того, в команде должен быть основной генератор идей, который в отведенное время выдает максимальное количество версий, в том числе неожиданных и парадоксальных.
Должен быть в команде и тот, кто не обладает лидерскими качествами или азартом, но зато имеет большой запас знаний, один из тех, кого называют «ходячей энциклопедией». Без знания обширного фактического материала никакая нестандартность мышления не поможет.
Хорошо, когда в команде есть и тот, кто в трудную минуту может разрядить обстановку хорошей шуткой или остроумным замечанием. Это важно не только в утилитарном смысле. Практика показывает, к слову, что иногда версия, высказанная в шутку, от отчаяния, оказывается правильной, ко всеобщему изумлению и восторгу.