Боги Древней Греции не отличались сдержанностью, страсти пылали нешуточные, последствия божественных игр были серьезными. Жители Олимпа наслаждались всеми земными удовольствиями, потакали собственным слабостям, в числе которых было и тщеславие.
Состязания богов были в активном ходу, поэтому за право называться хозяином Аттики сошлись бог морей Посейдон и дочь Зевса, богиня войны, мира и мудрости — Афина Паллада.
Легенда гласит, что Посейдон ударил трезубцем, разбив скалу, откуда потекла соленая вода — дав людям, таким образом, новый источник. Это было знаком скорого превосходства «его» людей на морях, своего рода обещание. Неплохо, но Греция не испытывала ни тогда, ни сейчас дефицит в соленой воде, ибо географически находится в выгодном (с этой точки зрения) месте.
Тогда Посейдон добавил колесницу, чтобы люди могли быстрее перевозить товары, расширять связи и влияние, богатеть и кормить хорошо обученных солдат. Это давало серьезные преимущества.
Афина посадила в землю косточку, из которой выросло первое дерево оливы. И победила. Город назвали в ее честь — Афины.
А дело в том, что олива стала не просто очередным плодоносящим деревом наряду с, например, виноградом или смоковницей. Плоды оливкового дерева использовали не только непосредственно, то есть в пищу. Из них делали масло, их использовали в медицине, они шли на косметику. Разумеется, это стало товаром, который принес государству немалую прибыль.
Оливковые деревья находились под особым контролем. Даже землевладельцы не имели права свободно распоряжаться оливковыми деревьями на собственных участках.
Более того — один из семи мудрец Древней Греции, Солон (тот самый Солон, который притворился умалишенным, чтобы избежать смертной казни и заставить сограждан выслушать план спасения от военного наступления), издал специальный ряд указов, касающихся оливковых деревьев. Нанесение им вреда каралось строго — лишение собственности, денежные штрафы, вплоть до смертной казни.
Древесину из этих деревьев тоже изготавливали, но только в совершенно исключительных случаях и для целей религиозного, сакрального характера. Сжечь оливокое дерево можно было только как жертву богам.
Ибо подаренная Афиной олива олицетворяла собой государственность и продуктивную общественную жизнь, как выразились бы сегодня в той части мира, которая сформировалась под влиянием греческой политики, каковая стала основой построения современного демократического строя. Недаром Ральф Дутли, швейцарский филолог, поэт и эссеист, называет оливковое дерево первым демократом.