К пяти годам ребенок освоил речь и достаточно хорошо общается. Малыш наблюдает за жизнью взрослых и пытается подражать родителям. Любимой фразой становится: «Я сам». Однако уподобиться в полной мере взрослым людям 5-летние дети не могут. Противоречия реальности и желаний объясняет наступление кризиса.
Признаки проблемы
Из-за разочарований малыш сердится, становится неуравновешенным и агрессивным. Не всегда удается ребенку общаться со сверстниками, хотя сам малыш к этому стремится. Достаточно хороший уровень развития приводит к увеличению количества эмоций, формированию индивидуальности характера. Однако контролировать свои чувства малыш пока что неспособен.
Осознание себя по половому признаку приводит к замкнутости. Мнение об окружающем мире сопровождается фантазиями, появляется отождествление себя как личности. Ни новых мыслей, ни чувств ребенок понять не может, не справляется ребенок и с многочисленными новыми увлечениями. Все это приводит к кризису пятилетнего возраста.
Понять, что малыш нуждается в помощи можно по нескольким признакам:
- капризы без причин и истерики по любому поводу, непослушание;
- резкая смена поведения, агрессия;
- подражание взрослым, кривляние;
- желание все делать самому без взрослых;
- стремление выдавать свои фантазии за правду;
- повышенная возбудимость, гиперактивность сменяется утомляемостью;
- появление различных страхов, замкнутости;
- грубость в общении со сверстниками и старшими;
- стремление все делать назло;
- постоянное недовольство;
- упрямство, желание навязать свою волю.
Невозможно точно сказать, какое количество времени займет нелегкий период. Для каждого малыша он индивидуален. Продлиться кризис может от нескольких недель до года. Да и начинается проблемное время не точно в 5 лет, а позже либо раньше. Это также индивидуально.
Как помочь малышу дома
В первую очередь важно не поддаваться панике. Поэтому есть смысла осознать, что такой кризис – проблема неизбежная. Родители могут сделать ее менее болезненной. Даже в таком периоде есть свои плюсы. Начинают проявляться скрытые таланты детей. Родители смогут подобрать для чада и себя увлечение.
Развивающие секции, занятия помогут раскрыть потенциал малыша. Очень хорошо спросить у ребенка, что для него самое захватывающее. Можно предложить что-то дополнительно к пожеланиям отпрыска. Нет смысла надеться, что в таком возрасте дети обретут всемирную славу, но в поиске призвания им впоследствии будет проще. Новые знакомства и стремление добиться успеха не оставят времени на переживания. Да и хобби облегчит течение кризиса, научит достигать поставленных целей.
От родителей требуется максимум терпения и благоприятная обстановка, ласка и забота. Ответные раздражение и гнев, как реакция на истерики, недопустимы. Это усугубит ситуацию. Не нужно реагировать на капризы: вести себя рекомендуется спокойно. При отсутствии повышенного внимания всплески эмоций вскоре прекратятся, не став нормой. Выяснять причину недовольства крохи надо после завершения истерики.
Обязательны забота и внимание. Важно сохранять доверительные отношения, вместе играть, гулять. Нельзя препятствовать стремлению малыша к самостоятельности. Надо, что на своем опыте дети понимали, что для них есть пока что слишком сложные вещи и необходима помощь для выполнения задуманного. Зато обе стороны порадует выполненное простое поручение.
Не следует часто критиковать малыша. Ему необходима положительная оценка. Стоит исключить категоричность. Вместо давления надо доходчиво объяснять крохе в форме беседы, что нельзя делать. Разговаривать при этом надо на равных. Это доказывает дружеское расположение взрослого и вызывает доверие.
Советы психологов
Если помощь малышу не требуется, то и предлагать ее нет смысла. Если же родители заметили, что малышне справляется, не надо отстранять его от выполнения. Намного лучше предложить делать вместе.
- Настроить против родителей могут физические наказания. В этом случае ребенок обижается на всех окружающих, растет жестоким.
- Нет смысла пугаться и полета детской фантазии. Истории лучше сочинять вместе. Возможно, в будущем увлекательное занятие перерастет в профессию.
- Положительного отношения заслуживают все идеи крохи. Желательно интересоваться его мечтами. Нет смысла забывать о развитии и родителям. Личностный рост позволит сделать время кризиса незаметным.
Очень хорошо отмечать положительные качества малыша и помогать ему добиваться новых успехов. Обязательно в беседе объяснять ребенку, что плохо, что хорошо. Особенного внимания этот аспект заслуживает при склонности крохи к агрессии, дракам.
Зато есть смысл начать обучение мыслить логически, возражать без агрессии, формулировать свои доводы. Это поможет в дальнейшем наладить общение с окружающими без истерик.
Важно, чтобы ребенок не скучал. В этом случае поводов для замкнутости и раздражительности у него не будет: полезное дело не даст задерживаться негативным мыслям в голове.
Ошибки
В непростое для всех время наказывать и ругать кроху – большая ошибка. Настойчивому и мягкому общению способствуют рекомендации психологов:
- Важно сохранять доверие малыша, став ему другом и примером. Тогда сложный период станет намного проще.
- Нельзя игнорировать ребенка, занимаясь лишь своими делами.
- Недопустимо беспричинное повышение голоса, унижение и силовое воздействие.
- Важно обходиться без нотаций и поучений, указов на превосходство взрослых.
- Нельзя игнорировать неадекватное поведение и явную агрессию. Нет смысла откладывать помощь, если малыш нуждается в ней.
Очень хорошо повеселиться с детьми, поиграть с ними, понять их мир. Важно, чтобы ребенок осознал, что важнейшее для родителей – не карьера, а его благополучие.
Кризис пяти лет – серьезное испытание для нервов взрослых. Не надо поддаваться жалости и стремиться к установлению покоя в доме силой. Только спокойствие и дружелюбие помогут сохранить позитивный настрой даже при самом непредсказуемом поведении чада.
- Советы психолога: кризис 5 лет у детей