Единение с природой
Церковь Покрова на Нерли возведена в 1165 году. Она входит в число самых красивых построек за всю историю России. Ее считают шедевром не только владимирско-суздальского и русского, но и мирового зодчества. Что же делает эту церковь столь знаменитой? Очевидно, это и ее необычная история, и удивительно гармоничный облик.
Действительно, увидев эту необычайно красивую церковь, трудно удержаться от поэтических сравнений. Чаще всего постройку сравнивают с невестой. Белоснежная, легкая, изящная, с идеальными пропорциями, отражающая в тихих водах небольшой речушки, она действительно ассоциируется с женским образом и чем-то таинственным и неразгаданным.
Церковь на округлом холме кажется таким естественным продолжением ландшафта, что зрители невольно восхищаются: как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле церковь хранит множество секретов – как строительных, так и исторических.
Рукотворная естественность
Холм, который в наши дни выглядит весьма органично с ландшафтом, – искусственный. Когда ставили церковь, место впадения Нерли в Клязьму было вовсе не таким идиллически уединенным, как теперь, а наоборот, очень оживленным.
Это был перекресток важнейших водных торговых путей. Но во время разливов уровень воды поднимался на 5 м и затоплял окружающую территорию. Поэтому для церкви сделали необычный фундамент-холм: к традиционному полутораметровому основанию из булыжника на известковом растворе добавили стены высотой 3,7 м. Они снаружи и изнутри засыпаны глинистым грунтом. Этот искусственный холм покрывали белые плиты с лестницами, спускавшимися прямо к реке.
Материал и мастера
Церковь Покрова на Нерли – традиционный для домонгольской Руси четырехстолпный крестово-купольный храм. Он построен из белоснежного известняка. Из этого же камня вытесаны все рельефы. Хотя известняк хорошо поддается обработке, исполнение прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства.
Даже простая обработка каменного блока предполагала более 1000 ударов мастера по инструменту. А на создание рельефных поверхностей и резьбы – значительно больше.
Секреты гармонии
Церковь изначально выглядела иначе, чем сейчас. Ее окружали пятиметровые галереи с гульбищами. Она смотрелась монументальнее и торжественнее. Однако в конце 17 века галереи разобрали, исчезло и белокаменное покрытие холма. Церковь «похудела» и приобрела еще большую устремленность вверх. Время словно само внесло коррективы в работу строителей, подправило ее архитектуру, доведя до совершенства.