Из биографии
Белорус Александр (Алесь) Михайлович Адамович появился на свет 3 сентября 1927 г. Его отец – участник войны. В 1948 г. во время выезда к больному машина не смогла дальше двигаться, и он, пока добирался, простыл, а потом заболел и умер. С матерью и братом Алесь участвовал в тайной антифашистской работе. Мать доставляла медикаменты в партизанский лагерь. Когда Алесь уходил туда, мать положила ему буханку, а он заменил ее на томик Пушкина. В одном из тяжелых боев немногим, в том числе и ему, удалось остаться живыми.
Впоследствии он учился на Алтае в техникуме и одновременно работал. Потом приобрел филологическое образование в Белорусском университете.
Начало творчества
А. Адамович так вспоминал о том, что сделало его литератором:
ХХ съезд КПСС проходил в 1956 г. Он известен осуждением И.В. Сталина. Основная творческая задача писателя – осмыслить античеловечность военных действий и действий исторических личностей, а впоследствии – ядерное оружие.
Начал печататься с 1960 г.
Прототип главной героини – его мать, которую он по-хорошему узнал только во время войны. Он поставил целью преодолеть распространенное в те годы приукрашивание партизанской действительности.
Правдивое слово писателя
Постоянным творческим кредо Адамовича становится стремление писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было».
Идею книги «Каратели» писатель сформулировал так:
Повесть задумывалась как «сны двух тиранов». Но из-за цензуры глава о Сталине была издана только через 9 лет. Читатель видит «сны» уставшего, подозрительного диктатора.
Слово о блокаде
«Блокадная книга» написана в соавторстве Д. Граниным. Авторы, беседовали со свидетелями и стремились записать пережитое, имена и адреса, понять истоки стойкости блокадников. Это произведение о тихой смерти и героических усилиях жизни. Его создание отразилось на физическом состоянии обоих писателей, потому что они сами прошли через эту боль.
Территория «полыни»
Волновал писателя и Чернобыль. Это слово переводится как «полынь». Известны библейские слова о том, как «воды стали горькие». Адамович писал об этом. Когда был подписан первый договор о начале ликвидации ракет, он был счастлив, что страшный тип вооружения начал отворачиваться друг от друга. Правду о трагических для Белоруссии последствиях чернобыльской катастрофы намеренно замалчивали, а он не молчал. Тема ядерного апокалипсиса звучит в «Последней пасторали».
Неугодный властям
Если он был убежден в правоте, то был непримирим. Несмотря на то, что страдал от убеждений, он не отказывался от них никогда.
Адамовича дважды вынуждали уехать из Белоруссии. Его произведения были слишком неравнодушными. Он отказался подписывать письмо-осуждение диссидентов Синявского и Даниеля и вынужден был уехать на родину. Во второй раз покинул Белоруссию из-за письма М. Горбачеву о последствиях чернобыльской катастрофы.
Экранизация творчества
А. Адамович любил кино, писал сценарии и активно участвовал в экранизации своих произведений:
На съемках «Иди и смотри» писатель помогал режиссеру. Для массовых ролей партизан набрали местных юношей и девушек. Они не могли настроиться – часто хохотали, веселились. Тогда Адамович решил поставить военные пластинки. Музыка, которая была слышна на весь лес, повлияла на молодежь, и съемки пошли. Писатель оказался великим психологом. Адамович так пояснял сценарий фильма:
Из личной жизни
Жена Александра была настоящим ангелом-хранителем. Дочь – Наталья. При жизни он не вовлекал дочь в свое творчество. Оберегая ее от тяжелых тем, говорил, чтобы она жила своей жизнью.
Наталья – музейный работник. После смерти отца собирает его архив, способствует изданию книг.
Вспоминая об отце, дочь говорит, что он был очень принципиальным в важных для него вопросах, очень трудоспособным, любил большие компании, хотя сам вел трезвый образ жизни. Все знали, что Алесь увлекается молочком, кефиром. И это не мешало общению.
Друг Адамовича, писатель Василь Быков, сравнивал его с генератором, а себя с аккумулятором. Генератору нужно выплескивать энергию, а аккумулятор ее накапливает. Но это их дружбе не мешало, тем более что дружили они семьями.
Александр был не только писателем-гуманистом, но и по своей натуре таким человеком. Однажды он увидел гнездо аистов на сосне. Один из его друзей предложил сфотографироваться на этом фоне. А вот рядом с танком на постаменте Адамович отказался сниматься.
Последние годы жизни
Последние два года писатель болел. Один из его друзей – художник Борис Титович – придумал посадить парк в честь участников войны. И вот несколько лет спустя он позвонил фотографу Евгению Коктышу, что посаженные ими деревья крепнут, а дуб их друга утащили бобры. Когда они узнали о смерти Адамовича, им стало не по себе. Они подумали – мистика какая-то.
В начале 1994 г. сразу после выступления А. Адамович умер от второго инфаркта. Во время отпевания его жена опустилась на колени перед отцом Филаретом. Он ее поднял и сказал:
Похоронили писателя на малой Родине.
Деятельность этого знаменитого человека характеризуют как подвижническую. Писатель стремился сохранить память о войне. Этот человек продемонстрировал современникам пагубность самого понятия войны и ядерного оружия.
- Быков сравнивал Адамовича с генератором
- К 90-летию Алеся Адамовича: история его словами
- Алесь Адамович: как трудно сказать жестокую правду о себе