Биография
Статхис Гиаллелис родился 21 января 1941 года, и вплоть до 1980 года его биографические данные весьма и весьма отрывочны. К примеру, несколько источников указывают, что родился Статхис не в 1941, а в 1939 году.
Гиаллелис был среднего роста, небольшого телосложения и ему исполнился 21 год, когда известный кинорежиссер Элия Казани приехал в Грецию и встретился с Гиаллелисом. Казани в Гиаллелисе увидел будущую кинематографическую звезду, которую он мог бы сделать из неизвестного актера. Статхис увидел в Казани возможность осуществить давнюю мечту и эмигрировать с США.
По воспоминаниям Элии Казани, он долго пытался найти нового ведущего актера сначала в Англии, потом во Франции и даже почти нашел вероятного кандидата, но в последний момент отказался от него (его фамилия неизвестна, но по слухам это был Ален Делон). Даже в актерской студии ему не удавалось найти хорошего претендента. Но однажды он заметил Статхиса Гиаллелиса в одном греческом офисе, где будущий актер подметал пол.
Статхис в том время почти не имел актерского опыта, слабо знал английский язык и был единственным сыном в семье с 4-мя дочерьми. Но он поразил Казани искренностью и глубокими чувствами в воспоминаниях о коммунистическом прошлом отца и о гражданской войне в Греции.
Карьера
Переехав в США, Статхис в течение 18 месяцев изучал английский язык и готовился к своей новой роли. Результат этой работы был положительно отмечен многими критиками. Они писали, что Гиаллелис невероятно хорошо в качестве решительного героя, который может вложить в роль дух и огонь.
Фильм «Америка, Америка» принес для Элии Казани три премии Оскар (как лучшая картина, как лучшая режиссура и как лучший оригинальный сценарий) 1964 года. Кроме того, фильм получил 11 дополнительных наград: «Золотых глобусов» и званий «Новая звезда года» для Гиаллелиса. Работа Статхиса также был номинирована на звание лучшей мужской роли в драме, но так и не выиграла Оскара.
Так как картина «Америка, Америка» получила широкую популярность в Европе и в других странах в 1964-1965 годах, Статхис оказался в центре внимания. Пока «Америка, Америка» оканчивала период пост-продакшн, он снялся в эпизодической роли в греческом художественном фильме Никоса кундуроса «Микрес Афродитес» (1963).
В Голливуде Гиаллелис рассчитывал на долгую и успешную актерскую карьеру после столь оглушительного успеха. Но в ближайшие 16 лет с 1964 по 1980 годы он получит всего 7 ролей в самых разных фильмах, из которых только 3 будут американского производства.
Первое предложение о съемках Статхис получил от аргентинского кинематографиста Леопольдо Торе Нильссона в рождество 1964 года. Он позвал греческого актера сниматься в его новом фильме «Подслушиватель», в котором Гиаллелис вместе с 21-летней Джанет Марголин будут сниматься в главных ролях. Они тогда стали единственными неиспанскими актерами на съемочной площадке. Фильм «Подслушиватель» получил награду «Серебряный кондор» от Ассоциации аргентинских кинокритиков. Но только спустя два года он появится на американских экранах и, несмотря на хорошие отзывы критиков, популярности не получит.
Второе появление Гиаллелиса на экранах состоялось в США в 1966 году в фильме «Cast a Giant Shadow». Это крупномасшатбный кинопроект, посвященный созданию государства Израиль и о победах, которые этому предшествовали. Греческий актер сыграл в картине главную роль полковника Микки Маркуса, но его работа не оставляла сильного впечатления.
В 1968 году Гиаллелис был показан в фильме «Синий». Это хорошо финансируемый независимый вестерн, снятый в живописных местах юты режиссером Сильвио Нариззано. Статхис играл роль сына мексиканского бандита и мало что мог показать на экране как актер. Кинокартина была негативно воспринята критиками и вскоре её сняли с кинопроката.
По данным некоторых источников в 1970 году Статхис снялся в югославском фильме «Реквием», но его участие остается неподтвержденным. Картина никогда не показывалась в США, хотя много позже по телевидению была показана её сокращенная и дублированная версия.
В 1974 году Жюль Дассен и его жена Мелина Меркурии задумали снять фильм «Репетиция». Это должна была быть драма, повествующая о событиях восстания студентов в Афинах против жестокого правления греческой хунты. Статхис Гиаллелис вместе с Олимпией Дукакис и Микисом Теодоракисом были приглашены к съемкам. Фильм был снят на импровизированной студии в Нью-Йорке и был окончен всего за несколько недель до падения хунты, поэтому был отложен бе публичных показов. Только в 2001 году он получил скромную премьеру в Нью-Йорке.
В 1976 году Статхис вернулся в Грецию и снялся у уважаемого греческого режиссера Пантелиса Вулгариса в фильме «Девятнадцать восемьдесят четыре аллегории Дня Рождения». Фильм рассказывал о тюремных заключениях и репрессиях в Европе, а Гиаллелис играл главную роль, все еще считаясь голливудской знаменитостью у себя на родине. Картина получила множество призов на греческих кинофестивалях и на Международном кинофестивале в Торонто, но влияния на карьеру Статхиса не оказала.
Последним американским фильмом, в котором снимался Гиаллелис, стала картина «Дети Санчеса». Это была мексиканская кинолента с Энтони Куинном в главной роли. Роль Статхиса в фильме была небольшой и состояла всего из нескольких крупных планов, которые показали преждевременное старение 37-летнего грека. Фильм получил смешанные и негативные рецензии.
Последней ролью в карьере Гиаллелиса стала игра в итальянском минисериале режиссера Джузеппе Феррары «Panagoulis Lives», который рассказывал о жизни и смерти известного поэта-политика Греции Александра Панагоулиса. Главная роль досталась Статхису, который подходил для этой роли и по национальности, и по возрасту, и по международной известности. Фильм получил благоприятные отзывы в различных европейских СМИ, но в США так и не был показан.
Поздние годы
После 1980 года Статхис Гиаллелис отошел от актерской карьеры и устроился на работу в Международную школу при Организации Объединенных Наций (ООН) в Манхэттене, штат Нью-Йорк, где работал детским воспитателем и наставником. На пенсию он вышел летом 2008 года.