Детство
Верочка Орехова родилась в черноморском городе Одессе 19 июня 1907 года. Её отец Андрей Ксенофонтович Орехов был родом из Мурома, где его предки были знаменитыми иконописцами, окончил с отличием Казанский университет, свободно владел шестью иностранными языками. Мать Веры – черноволосая красавица Мария Васильевна Панайоти, приехавшая в Одессу из Греции вместе с родителями: отцом-коммерсантом из Афин и матерью-итальянкой.
Родители Веры поженились в 1905 году, в 1906-м у них родилась дочь Елена, в 1907-м – Вера, а позднее – сыновья Владимир и Жорж.
Мария Васильевна занималась хозяйством и воспитанием детей, а Андрей Ксенофонтович работал, и по долгу службы был вынужден переезжать с места на место. Так в 1910 году семья оказалась в Прибалтике, а в 1914-м – в Петрограде, где маленькая Вера поступила учиться в гимназию. В 1918 году Ореховы переехали в Москву, где и остались на постоянное место жительства. Все четверо детей стали посещать гимназию на улице Знаменка.
Начало профессиональной деятельности
Вера с детства прекрасно рисовала. После окончания гимназии в 1924 году она решила получить профессиональное образование и пошла учиться в техникум кустарной промышленности, где её преподавателями были великие Аполлинарий Михайлович Васнецов и Дмитрий Анфимович Щербиновский. А через два года Вера Орехова поступила в так называемый ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – Высшие художественно-технические мастерские (Высший художественно-технический институт), на театральное отделение факультета живописи. Преподавательский состав был выдающимся: живопись вёл Петр Петрович Кончаловский, театральное искусство – Исаак Моисеевич Рабинович, историю театра и режиссуру – Василий Григорьевич Сахновский. А практику Вера Орехова проходила в Московском художественном театре, в школу-студию которого даже поступила как актриса, но потом всё же решила посвятить себя живописи.
Студентка Орехова была весёлой и жизнерадостной девушкой, душой молодёжной компании. Её даже на какое-то время отчислили из вуза, но педагоги отстояли талантливую и неординарную художницу. В 1930 году Вера Орехова окончила ВХУТЕМАС, и вместе со своими однокурсниками-выпускниками устроилась на работу в проектное бюро Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Бюро занималось организацией и художественным оформлением популярных тогда массовых действ: парадов, шествий, карнавалов, ярмарок и праздников. Работы было много, как, впрочем, и энтузиазма у молодых художников.
В 1931 году Орехова вступила в АХР (Ассоциацию художников России), а в 1932-м – в МОССХ (Московский союз советских художников), в котором проработала долгие годы.
Личная жизнь и творчество
В начале 30-х годов Вера Орехова познакомилась со своим будущим мужем – художником Валерианом Турецким. Они поженились 1 января 1931 года – прямо в новогоднюю ночь. Спустя три года, 2 июля 1934-го у супругов родилась дочь Марина, также ставшая впоследствии художницей. Вера Андреевна совмещала материнство с творческой деятельностью, растить дочку супругам помогала няня Фрося.
Важной вехой творческой биографии Веры Ореховой стала работа с 1937 года на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в качестве художника-оформителя. А в летние месяцы художница вместе с «группой коллег по цеху» выезжала работать в Крым, «писать на пленэре»; при этом муж Валерьян Турецкий предпочитал летом писать этюды на Волге, а жену отпускал вместе с дочерью и няней Фросей на Чёрное море в Судак. Вера Андреевна полюбила это место всей душой – среди её пейзажей большую часть составляют именно крымские.
Тяготы военных лет
Когда началась Великая Отечественная война, Вера Андреевна с дочерью и няней были в Крыму. Срочно вернулись в Москву, где уже шли бомбёжки. Несколько ночей они провели в метро, в то время как муж дежурил на крышах домов и гасил зажигательные бомбы. В июле 1941-го, отправив жену, дочь и няню в эвакуацию в Ташкент, Валериан Григорьевич Турецкий ушёл на фронт добровольцем. А 13 апреля 1942 года он погиб в боях под городом Вязьма Смоленской области.
Вера Андреевна, как многие тысячи женщин того времени, получила «похоронку». К тому времени, живя в Ташкенте, художница перенесла болезни и голод. Няня Фрося устроилась работать шофёром грузовика, и помогала Вере и Марине, чем могла. Позднее Вера Орехова нашла работу оформителя сцены в Театре оперы и балета имени Алишера Навои. Здесь приходилось рисовать кистью длиной два метра, покрывая изображениями полотна размером 600 квадратных метров.
Получив известие о гибели мужа, Вера решила вернуться в Москву. Приехав в конце 1943 года, она обнаружила, что жить негде: в квартиру заселился какой-то генерал, мастерская мужа тоже занята, все вещи и картины пропали. Несколько месяцев художница с дочкой жила у друзей, а потом им дали комнату в коммуналке. Затем их несколько раз переселяли по другим квартирам, и лишь в 1964 году мать и дочь наконец переехали в собственную квартиру в доме №5 на улице Масловка.
Вернувшись из эвакуации, Вера лишилась не только вещей и квартиры, но и работы. Чтобы как-то прокормиться, она стала подрабатывать портнихой: шила одежду для жён и детей знакомых художников. Художница переживала тогда сильнейший творческий кризис – не могла писать свои добрые и светлые картины.
Послевоенные годы
С 1946 года возобновились поездки Веры Ореховой в Крым: сначала её премировали поездкой за оформление выставки в Авиационном институте; затем, в 1947-м, она получила заказ через Союз художников на восстановление интерьеров Дома творчества Константина Коровина в городе Гурзуф. А потом Орехова устроилась на работу во Всесоюзный пионерлагерь «Артек», где учила ребятишек рисовать, оформляла всевозможные стенды, праздники пионерских костров и т.д. Постепенно художница снова начала писать свои картины – крымские пейзажи.
В начале 1950-х годов Орехова опять оказалась на Всесоюзной выставке – теперь уже ВДНХ. Здесь она работала в должности главного художника павильона «Дом культуры». А осенью 1954-го она представила несколько своих крымских работ на Совет Комбината графического искусства при МОСХ (Московском союзе художников). Её акварели были одобрены, и художницу пригласили на работу в цех уникальной графики. Здесь Орехова писала новые акварели, а параллельно изучала искусство эстампа. Тогда же она стала одним из организаторов автобусных поездок художников по Москве с целью написания пейзажей, и сама создала множество замечательных акварельных зарисовок Москвы «из окна автобуса». Такие творческие поездки продолжались вплоть до 1989 года.
В 1964 году Вера Орехова отправилась в круиз на теплоходе «Эстония» по странам Средиземноморья. По результатам впечатлений от поездки появились картины «Неаполь», «Стамбул», «Африка» и другие. Изменился стиль художницы: картины стали более насыщенны светом и простором.
Работая в МОСХ и выезжая летом на пленэр, Вера Орехова создала большое количество светлых и душевных картин. Основными жанрами её творчества были пейзаж, натюрморт и портрет. Её работы очень гармоничны по цветовой гамме, пропорциям, порой кажется, что цветы и фрукты на её натюрмортах источают аромат. Картины Веры Ореховой очень хорошо продавались, и чтобы увеличить спрос на них, художница писала в разных форматах: горизонтальном, вертикальном, квадратном – кому как больше нравилось и требовалось в условиях того или иного интерьера.
Последние годы жизни
В 1967 году Вера Андреевна вышла на пенсию, но это никак не отразилось на её творческой активности: она продолжала работать, как и прежде. К слову сказать, работать художнице приходилось в очень скромных условиях: большинство её картин было написано ночью на кухне. Лишь в 1972 году Союз художников предоставил Ореховой собственную маленькую мастерскую размером всего 10 квадратных метров.
Многие работы Ореховой выставлялись на различных вернисажах и выставках. А вот первая персональная выставка художницы была организована только в 1986, когда ей было уже под восемьдесят. Выставка проходила в Доме литераторов. Присутствующие там представители Третьяковской галереи хотели заключить договор о покупке работ Ореховой, но она сказала: «Поздно…», и отказалась. Сегодня её работы разбросаны по частным коллекциям и различным музеям российских городов.
Вера Орехова стремилась дожить до 100 лет. Она жила вместе с дочерью Мариной, тоже художницей. Вместе они посещали различные выставки и мероприятия. До последнего дня Вера Андреевна рисовала, даже будучи уже не в состоянии встать с постели. Художница осуществила свою цель – она умерла через девять дней после своего 100-летия, 28 июня 2007 года. Её прах покоится на Ваганьковском кладбище. В 2018 году рядом был захоронен прах её дочери Марины Турецкой.
Марина Валериановна Турецкая отдала дань памяти своим родителям – издала замечательные биографические книги «Путь к себе. Книга о маме» (2014), «Папа, мама, Я» (2009), «В.Турецкий. Каждый человек неповторим. Повесть об отце» (2013).
- АКАДЕМИК