Нередко имя знаменитого живописца звучит как Питер Класс из Гарлема. В его работах ощущается восторженность красотой мира материального. Мастер настолько тщательно изучил натуру в стремлении понять ее сущность, что добился потрясающей реалистичности изображения.
Начало творчества
О жизни самого мастера известно немного. Нет и его портретов. Биография будущего живописца началась в 1596 либо 1597 в бельгийском Бирхеме. Никаких сведений о ранних годах нет.
Самые ранние работы Питера напоминают по стилю творения антверпенских мастеров натюрморта. Однако уже тогда настольным композициям Класа было присуще внесение разнообразия в виде принадлежностей для курения, добавление напитков и еды, музыкальных инструментов.
Художник с поразительной тщательностью выписывал все осязаемые детали, стремясь усиливать иллюзию реальности расположением предметов так, чтобы добиваться их зрительного отдаления в пространстве.
По некоторым данным, учителем Класа его был Флорис ван Дейк. С ранних произведений художника заметен его талант. Все предметы для картин выбраны им с огромным вкусом. Многие «герои» натюрмортов живописца символизируют бренность земной жизни людей. В 1620 Питер вошел в состав антверпенской Гильдии святого Луки.
С 1621 Клас работал и жил в голландском Харлеме. Обустроил художник и личную жизнь. Он женился, в семье появился в 1621 ребенок, сын Николас Питерс Бирхем. Он впоследствии стал известным пейзажистом. Учителем будущего живописца был его отец. В браке со второй женой появились две дочери.
Особенности картин
Живописец основал новые разновидности жанра, «завтраки» и «ванитас». Картины отличал от ранее существовавших особый подбор предметов и своеобразие трактовки. «Завтраки» интересны не роскошью либо великолепием и обилием еды.
Популярность полотнам обеспечили вполне обычные детали. Предметы располагались на покрытом белоснежной скатертью столе. Важнейшим дополнением к ним стало стекло. Играющие на его поверхности световые блики давали картинам осязаемую реальность.
Художник тщательно продумывал расположение каждой детали работы. На его полотне «Трубки и жаровня» композицию отличают лаконичность и простота. Мастер показывает зрителям несколько предметов, но делает это он виртуозно.
Привлекает и приглушенный колорит, выдержанный в серых тонах. Тончайшие светотеневые и световые переходы придают сверкание и блеск драгоценностей даже углям жаровни.
Обычно композицию живописец выстраивал на предметах овальной формы. Контуры сосудов отличало пересечение округлости, а плавность ритма обеспечивала изображению гармонию. Именно это привлекает в картине «Завтрак». Центр полотна смещен в сторону, к бокалу, с играющими на тонком стекле сосуда бликами.
Расцвет
Клас виртуознейше точно распределял линии и объемы. Детали единой тональности оживляет искрящийся свет. А сами предметы умелой рукой объединяются в единое целое, как и на полотне «Натюрморт с сосудами для питья».
Изумительное мастерство колориста полностью раскрылось на картине «Завтрак с ветчиной». Зрительский взгляд притягивают и золотистость корочки булки на тарелке из металла, и розовый оттенок аппетитной ветчины, словно гордо возлежащей в центре стола на блюде. Блики света, искрящиеся на прозрачных стенках бокала из стекла, придают полотну живости. Такой же эффект обеспечивают и сверкающие тарелки из олова.
Работы мастера с течением времени становились все более изысканными в живописном плане. Также им свойственна и большая свобода в композиционном смысле. Особый интерес ценителей вызывает картина «Опрокинутый кувшин и другие предметы на скатерти». Основу ее выстроенной диагонально композиции образует пустой кувшин.
От других полотен Класа заметно отличается написанный в 1653 «Завтрак с рыбой». Полотну свойственен вертикальный, вытянутый формат. Он обеспечивает впечатление пространства, уходящего ввысь, концентрируя зрительское внимание на расположенном в центре стеклянном высоком фужере. В этой работе живописец подтвердил еще раз свое звание подлинного мастера тональной живописи.
При помощи удачной группировки предметов мастер продемонстрировал живость сверкания металлической посуды и стекла. Особую привлекательность обеспечивает центральный красный акцент: налитое в узкий бокал вино.
Итоги деятельности
Большая часть карьеры живописца отведена натюрморту в приглушенных тонах с ограниченным числом предметов. Однако мастер и здесь продемонстрировал уникальную способность к внесению разнообразия при помощи тончайших нюансов композиции, световых эффектов, текстур и отражений.
Утренняя трапеза стала излюбленным сюжетом художника. Его «завтраки» обычно накрыты на углу стола. При помощи простейших средств стандартная обыденность преображалась в излучающую красоту значимость. В написанном в 1627 «Натюрморте с горящей свечой» господствуют монохромные родственные тона, характерные для позднего творчества мастера.
В жанре «ванитас» выполнены несколько полотен. Аллегорически картины отличает яркий символизм. На таких полотнах присутствуют как символы непостоянства, так и символика бренности жизни. Яркий пример – картина «Натюрморт с черепом и гусиным пером».
В практически монохромную превратилась палитра к 1630-1640. Отличает цветовое решение полотен этого периода большая приглушенность. Однако после картины вновь поражают драматизмом композиции и цвета.
Работы мастер не прекращал до последних дней. Из жизни художник ушел в 1661, 1 января. Уникальный дар Класа комбинирования одних и тех наборов во множестве оригинальных инновационных решений оказал огромное влияние на многих живописцев.
Он стал первым, кто оценил в натюрморте роль воздуха, света и единства тона как важнейшие средства для передачи целостности предметного мира с окружающей средой.
Полотна мастера есть в коллекциях нью-йоркского Метрополитен-музея, они хранятся в Эрмитаже и мадридском Музее Прадо.
- Питер Клас картины
- Питер Клас
- Питер Клас