Счастливыми можно назвать людей, которые посвятили свою жизнь любимому делу. Таким был и наш герой. В его биографии была Арктика, а еще множество приключений и подвигов, которые он совершил, исполняя свой долг.
Детство
Семья Ворониных проживала в Сумской Посад в Архангельской губернии. Иван был потомственный помор, жену себе взял из рода, который тоже славился отважными мореходами. Правда, жили супруги небогато - рыбная ловля не приносила большого дохода. Детей у них было шестеро, и все - мальчики. Володя родился в октябре 1890 г.
Село Сумской Посад, в котором жила семья Ворониных
Когда сыновьям исполнялось 8 лет, отец брал их с собой в море. Мать одобряла такое воспитание. Она требовала, чтобы Володя служил на флоте и не поддавался искушениям найти более прибыльное дело на суше. В подростковом возрасте он завербовался на парусник, который ходил по северным рекам. Юный матрос отличался смелостью и смекалкой, командование им было довольно.
Юность
Владимир не мог упустить шанс сделать карьеру моряка. В 1912 г. он окончил мореходную школу в родных краях. Получив образование, парень ходил шкипером на судах Беломорской линии. Теперь это были не парусники, а пароходы. Однажды ему даже доверили вести корабль, на котором путешествовали царедворцы, посетившие север.
У Архангельска. Художник Виктор Постников
В 1916 г. Володя получил диплом Архангельского мореходного училища и во время рейса парохода «Федор Чижов» принял участие в сражении с германцами, проявив отвагу. Грянула революция, кадажя из партий, боровшихся за власть, хотела получить поддержку у настоящих мастеров своего дела. Воронин симпатизировал большевикам. В 1918 г. ему предложили получить квалификацию капитана дальнего плавания и взять под командование пароход, на котором он служил. Моряк был уверен, что справиться с заданием, он взялся за работу и оправдал доверие.
Исследователь
Владимиру Воронину поручали самые ответственные и интересные задачи. После 1920 г. он принял участие в трех исследовательских экспедициях в Карском море. Когда в 1928 г. велись поиски Умберто Нобиле и его товарищей, наш герой повел ледокольный пароход «Георгий Седов» на поиски потерпевших аварию воздухоплавателей. В 1932 г. он прошел на корабле «Александр Сибиряков» весь Северный морской путь, последние мили были преодолены под самодельным парусом.
На счету морского волка были успешные походы и географические открытия. Он познакомился со многими знаменитыми полярниками. В начале 1933 г. Воронин получил письмо от своего приятеля Отто Шмидта. Тот просил капитана взять на себя командование новым арктическим судном, получившим имя «Челюскин».
Владимир Воронин и Отто Шмидт на борту «Челюскина»
Ледовая эпопея
Капитану сразу не понравились технические характеристики посудины, о чем он прямолинейно заявил. Шмидт разделял его опасения и еще больше стал настаивать на том, чтобы командовал на море Воронин. Ученый муж умел находить правильные аргументы - моряк согласился. В августе 1933 г. «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток. К зиме судно было зажато льдами в Чукотском море.
Гибель Челюскина (1973). Художник участник экспедиции Федор Решетников
Капитан и начальник экспедиции предусматривали вероятность высадки экипажа на лед, вели подготовку к эвакуации. Недовольный всем Воронин смог не проглядеть момент, когда обшивка треснула, и пароход начал погружаться в воду. В начале 1934 г. челюскинцы сошли с корабля, потеряв только одного человека. Вскоре на помощь им пришли авиаторы. Воронин и Шмидт, согласно морскому обычаю, намеревались последними покинуть лагерь, но Отто Юльевич тяжело заболел, и его вывезли раньше. Наш герой выполнил данное себе обещание.
История продолжается
За спасение жизней людей и поддержание железной дисциплины и оптимизма на льдине капитану Воронину дали звание Героя Советского Союза. Почивать на лаврах он не стал, продолжил ходить по северным морям на ледоколе «Ермак». Единственное, что поменял мореход, это место жительства, он переехал в Ленинград. Причиной была личная жизнь - супруга хотела жить в большом городе. В новой просторной квартире Воронины принимали полярников, которым требовалась помощь.
Капитан Владимир Воронин
С началом Великой Отечественной Войны Владимир Иванович заступил на боевое дежурство. С 1938 г. он водил самый мощный ледокол «И. Сталин». На этом судне капитан проводил в советские порты конвои союзников, осуществлял рейсы по Северному морскому пути. Боевые будни были непростыми, и часто избежать трагедии удавалось только потому, что на капитанском мостике стоял наш герой.
С морем навсегда
Победу Владимир Воронин праздновал на Севере. За проявленное во время войны мужество он был удостоен ряда высоких наград, в 1946 г. его избрали в Верховный Совет СССР. Капитан не покинул флот. Все его братья были равны ему в звании и тоже несли службу на кораблях. Владимир водил флагман Североморского флота. В свободное время он занимался литературным творчеством - записывал предания родного края и свои собственные воспоминания о походах.
Владимир Воронин на капитанском мостике ледокола «И. Сталин»
В октябре 1952 г. «И. Сталин» помог каравану судов, следовавших к острову Диксон, освободиться из ледового плена. Командовал кораблем Владимир Воронин. Капитан умер, как только задача была выполнена. Его вклад в исследования Арктики можно оценить, поискав на карте географические объекты, названные его именем. Такие есть, и их немало.
- По морям и океанам. Владимир Воронин
- Великим Северным
- Воронин Владимир Иванович (1890-1952)