Вся жизнь Паолы Дмитриевы Волковой посвящена искусству. Она с удовольствием занималась организацией встреч со знаменитыми людьми, интересными публике для общения, студентам ВГИКа читала лекции, преподавала на курсах сценаристов.
Начало творческого пути
Биография будущей знаменитости началась в 1930 году. Появилась на свет девочка в Москве 23 июня. О детстве и родителях неизвестно ничего. Эту тему сама Волкова не считала интересной посторонним. Она рассказывала, что в числе ее предков были выходцы из Италии. Поэтому традиционно девочки получали имя Паола. Правда, существует и другая версия. По ней такой вариант просто понравился маме, привлек внимание во время чтения книги.
После школы выпускница образование продолжила в столичном государственном университете. Она окончила факультет истории искусства в 1953.
Начиная с 1960, Волкова занималась преподавательской деятельностью. Она вела во ВГИКе курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. Студентов она по возрасту превосходила ненамного, но сумела настолько увлечь их объяснением тем, что покорила и невероятной эрудицией, и веселой открытостью. Памятью новая учительница отличалась невероятной, легкостью запоминая и затем воспроизводя любые исторические даты. Впоследствии лекции Волковой были изданы отдельными книгами.
С 1979 специалиста пригласили на курсы сценаристов и режиссеров. Там Волковой поручили преподавание культурологии и изобразительного решения. Работать педагогу довелось и с популярными художниками-постановщиками, и с известными режиссерами кино. В числе ее учеников и Александр Митта, и Павел Каплевич, и Вадим Абдрашитов.
Успешные начинания
В семидесятых и восьмидесятых годах Паола Дмитриевна занималась организацией лекций Натана Эйдельмана, Мераба Мамардашвили, Льва Гумилева и Георгия Гачева. Ученицей философов Гумилева и Мамардашвили являлась и сама Волкова. Она прекрасно осознавала и неоднократно говорила, что ее учителя представляли исключительную ценность для всего мира культуры.
В дружеских отношениях состояла деятель со знаменитым режиссером и поэтом Тонино Гуэррой. Она выступала как составитель е6го книг, изданных в России. Также Волковой написаны к ним вступительные статьи.
По инициативе искусствоведа основан Фонд Андрея Тарковского. Заслуга Волковой в демонстрации всему миру всего масштаба творчества талантливой личности. В 1989 Паола Дмитриевна возглавила организацию. Она провела более 20 фестивалей и выставок за границей и в России. В творчестве великого режиссера директор его фонда была крупнейшим экспертом. Ею написаны десятки статей и несколько книг о мастере.
С подачи энергичной женщины на родине Тарковского создан дом-музей его имени. На месте последнего прибежища деятеля в Париже Фондом установлена надгробная плита. Паола Дмитриевна никогда не отказывалась от чтения лекций о творчестве и жизни режиссера.
В 1991 за свою деятельность Волкова награждена званием Заслуженного деятеля искусства РСФСР.
Новые свершения
В 2011 ею предложен цикл передач «Мост над бездной». Сама Волкова признавалась, что сама идея пришла к ней неожиданно во время подготовки научной работы по истории искусства Европы. Книга называлась так же, как и впоследствии передача. Основу ее составили лекции для студентов Высших курсов сценаристов.
Мысль о трансформации материала в телепередачу подал один из студентов. Он предложил выпускать беседы в эфир. Неслучайно наименованием цикла стало то же, что получила и книга. Образ моста представлял мировую культуру, без которой цивилизация не была бы возможной.
Первая программа вышла в 2011 на телеканале «Культура». 12 серий были отсняты в течение 2 лет. В каждой создательница выступила и в роли автора, и в амплуа ведущей. Об искусстве она повествовала понятным всем доступным языком. Она раскрывала загадки посланий и скрытые в великих картинах тайные знаки. Цикл пользовался у зрителей неизменным успехом. После первого же выпуска Паола Дмитриевна стала знаменитой. Ее и слушали, и смотрели, и читали.
Единственная книга цикла, вышедшая при жизни ее автора, стала бестселлером мгновенно. Она открывается не понятиями античности, а рассказом о театре «Глобус» и Стоунхендже. Читатели сразу понимают, что английские достопримечательности неразрывно связаны с другими культурными эпохами. Культурных явлений, отдельно от создаваемых до либо после них, не существует.
Даже в повествованиях об умерших цивилизациях автор находит слова для описания их очарования и возможностей интерпретации. Ярким примером становится трансформация культа быка от древнего Вавилона до современной Испании. Множественные ассоциации создают объемные картины, сводя сложные математические выражения к понятным равенствам.
Большая часть «мостов» расходится от античности. Да и название труда является цитатой, подтверждающей это. Даже малознакомые с историей искусства читатели с удовольствием ознакомятся с книгой.
Итоги
Заинтересовать человека писательница и ведущая могла сразу. При этом ее поклонником становился не просто увлеченный темой искусства эксперт, но и крайне далекие от творчества люди.
Волкова в первую очередь не писатель, а лектор. И потому ей удается постоянно удерживать внимание к повествованию.
В начале двухтысячных Паола Дмитриевна стала доктором искусствоведения. У Волковой постоянно рождались новые идеи. В 2012 ею прочитаны лекции в «Сколково» по искусству Эпохи Возрождения.
Личную жизнь Волкова обустроила не сразу. Ничего не известно про ее первого супруга. Ученый-механик, профессор Вадим Владимирович Гогосов, был ее вторым мужем. Знакомство с избранником описано в книге «PAOLA. Алфавит Паолы Волковой». В браке родилось два ребенка, дочь Мария и сын Владимир.
Искусствовед, телеведущая и писательница ушла из жизни в 2013, 15 марта.
- Паола Волкова
- Паола Волкова
- Паола Волкова