Исследователя и ученого Маргарет Мид с полным правом называют типичной представительницей «ревущих двадцатых». Она не только добилась признания, но и осталась одной из самых противоречивых персон в научном мире.
Выбор дела жизни
Биография будущей знаменитости началась в 1901 году. На свет ребенок появился 16 декабря в Филадельфии. Мать работала с иммигрантами как социолог, отец был профессором школы бизнеса университета Пенсильвании.
Маргарет с юности занимала активную позицию. Она решила делать карьеру в науке. Образование обеспечило девушке получение степени по психологии в 22, а на следующий год талантливая студентка успешно защитила и магистерскую. Следующим шагом стала поездка в Полинезию. Так Маргарет занялась новыми исследованиями.
На волне начавшихся повсюду в двадцатые беспорядков появилась теория, выдвинутая Зигмундом Фрейдом. Он уверял, что таким образом выходит подавление сексуальности. Вместо войны она могла бы утихомирить радикальную молодежь. Идея прозвучала до появления движения хиппи.
Эти взгляды нашли понимание у научного руководителя девушки Франца Боаса. С его подачи ученица направилась в Самоа.
Задачей девушке стали доказательства отсутствия проблемы поколений и сексуальных табу в архаичном обществе. Мид провела опросы многочисленных местных жителей. По их результатам была написана книга. В ней нашло подтверждение предположение научного руководителя Мид о взаимосвязи конфликта отцов и детей с сексуальной закрепощенностью. Такой труд не мог остаться без внимания. Сочинение вызвало немало споров. На волне резонанса Мид превратилась в одного из наиболее заметных антропологов.
Громкая слава
В книге Мид утверждала, что подростки на Самоа растут при полной свободе. При этом никаких беспорядков у них нет. Взорвалось все информационное пространство.
Зато выводы Мид стали основными аргументами борцов за свободу нравов. Сам труд прочно занял особое место в американской истории и культуре.
Позднее Маргарет изучила немало других явлений. Все они по ее мнению непосредственно связаны с распределением власти, социализацией, передачей знаний новым поколениям и царящим в обществе обычаям. При этом не последнее значение придавалось теме сексуальности.
К тому моменту были выдвинуты обвинения в предвзятости первой работы Мид. Маргарет не смутили подобные обвинения. Развитием науки она сумела обернуть даже собственные ошибки.
Сама же девушка придерживалась раскрепощенности в отношениях. Ее привлекали и сами ученые, и интересные дискуссии.
Отношения поддерживала Маргарет и с Рут Бенедикт, и с Родой Метро, выдающимися антропологами своего времени. Несмотря на то, что Мид стала символом свободы женщин, ее труды легли в основу теории женского закрепощения на родине. Первый труд Мид в идеологии хиппи использовался в качестве подтверждения недопустимости отказа мужчине.
Главные достижения
Вернувшись в 1926 из Полинезии, Мид приступила к работе куратора в нью-йоркском Американском музее естественной истории. В Колумбийском университете она в 1929 защитила диссертацию, став доктором философии.
Маргарет нередко выступала по телевидению в шестидесятых и семидесятых, ратуя за свободу отношений. В итоге она стала сверхпопулярной у студентов.
Маргарет первой изучила культуру воспитания детей у разных народов. По социализации их в примитивных обществах она собрала огромное количество материала.
Ученый выдвинула теории о природе родительских чувств, роли матерей и отцов, инициации. Она получила невиданную до нее популярность как этнограф. По мнению Маргарет, в истории существовало три типа передачи опыта поколениям:
- префигуритавные;
- кофигуративные;
- постфигуративные.
Префигуративные представлены сотворчеством учеников и учителей. Сотрудничество детей и взрослых нашло отражение в прошлом столетии. Объединяет культуру электронная сеть коммуникаций. Образ жизни над детьми не тяготеет. Межличностные конфликты на фоне высокого темпа обновления знаний у молодежи усиливаются. Наценена такая культура на будущее.
Все поколения учатся у равных, то есть сверстников. В итоге привычную семью вытесняет юношеская группа. Возникает особая субкультура.
В постфигуративной дети учатся у родителей. Отношения в группах придерживаются жесткого регламента. Нововведений не одобряют, в почете верность традициям и преемственность.
Подведение итогов
Работа вывела Мил в прижизненные классики. Ее называли ученым, внесшим неоценимый вклад в понимание культуры и проблемы социализации.
Интерес к ранней работе Мид снова поднялся в 1983. Антрополог Фримен обвинял Мид в фильсификации фактов. Он уверял, что по его исследованиям, общество на Самоа было совсем не столь благополучным, как его описывала Маргарет.
Последующие работы отличались большей правдоподобностью. Их заслуга в том, что благодаря им Мид не утратила своей репутации. Но возникли вопросы, почему же даже при переиздании труда в 1979 никаких вопросов по получению данных не возникало.
В итоге сообщество сделало вывод о том, что во время опросов собеседники отвечают на вопросы ложью, желая понравиться исследователю. В итоге все сошлись во мнении, что Маргарет оказалась жертвой шутки местного населения, желавшего проучить ее за слишком откровенные вопросы.
Попытки наладить личную жизнь она предпринимала несколько раз. Первым избранником энергичной девушки стало студент-сокурсник. Семья просуществовала недолго и распалась. В 1936 мужем энергичной исследовательницы стал Грегори Бейтсон. С ним она провела 14 лет. В союзе появился единственный ребенок, дочь ученой леди. Расстались они в 1950. Третий супруг прожил с избранницей недолго. Неудачей закончился и этот брак.
Из жизни антрополог и психолог ушла в 1978 году, 15 ноября. В ее есть на Венере назван кратер. В 1979 на коллекционных карточках «Supersisters» появилось и изображение Маргарет Мид.
- Маргарет Мид: этнография детства (из истории этнографии)
- Маргарет Мид и свободные нравы Самоа: Грандиозный обман или нечто более вредное для антропологии?
- Мид, Маргарет
- Маргарет Мид: как войти в историю работой в области секса