В доме родителей Евгения Александровича постоянно проводились музыкальные вечера импровизации. Родственники прекрасно играли на различных инструментах, пели. Атмосфера творчества заметно повлияла и на ребенка. Он рано заинтересовался музыкой.
Путь к призванию
Биография будущего композитора началась в 1929 году. Он появился на свет в городке Рославле 10 сентября в семье железнодорожника. Самостоятельно мальчик научился играть на мандолине, освоил гитару, балалайку. Став более взрослым, он занялся сочинением муз произведений.
Несмотря на любовь к искусству, родители стремление сына, выбравшего увлечение делом жизни, не поддержали. Они уверяли его, что профессия должна обеспечить уверенность в будущем. Евгений уступил напору. Образование он продолжил после школы в местном техникуме железнодорожного транспорта. Во время учебы студент возглавлял оркестр и хор.
Выпускник начал трудиться в Могилеве. Но и во время напряженной и весьма нелегкой изматывающей работы он не прекращал мечтать о музыкальной карьере. Так как специального музыкального образования Глебов не получал, на экзамене в училище Могилева комиссия решила, что без специальной подготовки их студентом он стать не может.
Помог талантливому самоучке знаменитый цимбалист Жинович. Он рассмотрел в талант юноши и порекомендовал принять одаренного самоучку в республиканскую госконсерваторию. Обучение в ней Глебов начал в 1950. Он получал образование на композиторском факультете. Поначалу парню пришлось непросто, база его знаний по выбранной профессии оказалась катастрофически небольшой.
Особенно сложно шло освоение фортепиано. Упорство преодолело все преграды. Евгения назначили инспектором хора консерватории. На выпускном концерте студент поразил всех виртуозным исполнением произведения Грига.
Признание
Сочинял в годы обучения Глебов увлеченно и много. Он написал симфоническую поэму «Машека», фантазию для фортепиано и оркестра. В произведении четко просматривалась индивидуальность автора. Гибкость и интонационная напевность идеально сочеталась с выразительностью оркестровой окраски.
После выпуска из консерватории Глебов создал балет «Мечта» и «Полесскую сюиту». К концу шестидесятых появилось немало новых шедевров. Звучали на эстраде песни молодого автора, его музыка сопровождала спектакли и кинофильмы. Особенно заметными стали балеты «Избранница», «Альпийская баллада» и Четвертая симфония.
В семидесятых была завершена работа над новым балетом «Тиль Уленшпигель». Композитор писал на стихотворения национальных поэтов оратории, сюиты, создавал хореографические композиции, вокальные миниатюры. Все сочинения отличались идеальностью стиля.
Итогом его раздумий о теме детства стали балет «Маленький принц» и оратория «Приглашение в страну детства». Вместе с Глебовым работала над созданием либретто его супруга. Произведения во многом определили философскую направленность творчества. «Маленький принц» выступил в роли своеобразного мостика к опере «Мастер и Маргарита». Она и Шестая симфония превратились в совершенных носителей творческих замыслов композитора в более позднее время.
Время творить
Жанровая музыка всегда была главной для музыканта. Дебютировал он Фантазией на две белорусские темы. За ней были созданы Концертино для оркестра и цимбал, «Праздничная поэма», «Праздничная увертюра». В каждом сочинении технические возможности народных инструментов проявились по максимуму.
Весьма плодотворно работал автор в песенной сфере. Для эстрады он писал в юности. Его авторству принадлежат «Белый парус», «Золотая осень», «Ночной дилижанс». Очень интересна Фантазия на тему народной песни «Перепелочка». Не оставлял без внимания композитор отечественный кинематограф.
Им созданы мелодии для кинокартин «Последнее лето детства», «Амнистия», «Дикая охота короля Стаха», «Любимая». Знаменитым имя Глебова было и за пределами Белоруссии. Его сочинения звучали в постановках многих театральных коллективов, звучали в исполнении оркестров.
Немало времени занимала преподавательская деятельность. Профессор и академик Международной славянской академии наук воспитал ставших известными учеников. Среди них и Эдуард Ханок, и Ядвига Поплавская, и Владимир Кондрусевич.
Семья и работа
Евгением Александровичем основана новая традиция. Ее подхватили и развили молодые композиторы республики. В 1999 Глебов награжден за огромный вклад в развитие национального искусства Орденом Франциска Скорины.
Музыка помогла Глебову и в обустройстве личной жизни. Во время записи на радио сюиты из балета «Мечта» он познакомился с будущей женой. В союзе с Ларисой Васильевной появился ребенок, сын Родион. Он выбрал музыкальную карьеру, став, как и отец, композитором.
Из жизни музыкант ушел в 2000 году, 12 января. В 2003 на доме, в котором жил композитор в Минске, установлен памятный знак. Имя деятеля искусств носят и республиканская столичная музыкальная школа № 10, и улица.
Творчеству Глебова посвящены документальные фильмы «Отрывки из ненаписанного», «Фантазии на тему...», «Портрет», «Мастер. Композитор Евгений Глебов». О его деятельности рассказывают и в музее истории культуры Белоруссии.
- Вдова Евгения Глебова приоткрыла малоизвестные страницы творческой биографии композитора
- Досье: К 90-летию композитора Евгения Глебова