Режиссерская профессия – дело очень непростое. Да и женским такой род творчества вряд ли можно назвать. Режиссура требует жесткости, стойкости и железной воли.
Дорога к призванию
Если же в таком деле женщина все же состоялась, да еще и дополнив театр доселе невиданным, совершила прорыв, то это настоящий талант. Не каждый способен на это даже при наличии дара от природы.
Про Генриетту Наумовну коллеги и критики говорят, что она обладает поразительной энергетикой, уникальным стилем и ни с кем не сравнимой внятностью постановок.
Биография будущего театрального постановщика началась в 1940 году. Ребенок появился на свет в Ленинграде 24 июня. После школы выпускница образование решила продолжать в родном городе. Она окончила технический вуз по специальности радиолокация, начала работать. Однако быстро поняла, что ее призвание в другом и стала студенткой государственного института театра, музыки и кино. Училась Генриетта Наумовна на курсе знаменитого Георгия Товстоногова. Его лекции оказали на дальнейшее творчество Яновской немалое влияние.
Позднее уже состоявшаяся в профессии постановщица признавалась, что работать, как и просто находиться рядом с признанным мастером, было очень непросто, но крайне интересно. Карьера театральной актрисы девушку не прельщала. Слишком уж свободолюбивой была она, не терпела приказы других. Будучи по натуре лидером, Яновская решила делать карьеру в режиссуре.
Яркие дебюты
Дебютом стала постановка в областном Малом драматическом театре с пьесой Зорина «Варшавская мелодия» в 1967 сразу после выпуска. Тогда бывшая студентка убедилась, что дело выбрала верно.
Во время учебы талантливая девушка сумела обустроить личную жизнь. Ее избранником стал сокурсник Кама (Калман) Гинкас. Вместе с ним жена отправилась работать в Красноярск, где муж возглавил Театр юного зрителя. С 1970 до 1972 в нем трудилась и Яновская.
Ее первой работой на новом месте стал спектакль «Сотворившая чудо». Главной героиней его была глухонемая девушка и история ее обучения. Постановка сразу же показала, что как режиссер, Яновская не похожа ни на кого. Затем были постановки пьес многих отечественных и зарубежных прославленных драматургов. В разных городах страны.
В конце семидесятых Генриетта Наумовна возглавила труппу «Синего моста», театра Ленинграда. В 1984 состоялся ее успешный дебют на столичной сцене в театре имени Моссовета со спектаклем «Вдовий пароход».
Признание
В 1987 Яновская заняла пост главного режиссера в столичном Театре юного зрителя. Первую постановку актеры представили по булгаковскому произведению «Собачье сердце» в 1987. Она превратилась в заметное событие в сезоне. Новым триумфом стала «Гроза» Островского. В пьесе версии Яновской переданы ее видение мира, взгляд на героев. Во многом понятия противоречили традиционным. За работу Генриетту Наумовну выдвинули на соискание Госпремии.
Хотя радикальных перемен в МТЮЗе новый главреж не собиралась проводить, под ее руководством театр превратился в нечто совершенно новое. Он перестал быть только детским. Вечерние его спектакли адресовались взрослым ценителям искусства. В них говорили со сцены о серьезных проблемах, жизненных ценностях, обществе и личности. Режиссером в нем стал и Кама Гинкас.
Яновская не однократно с огорчением признавалась в интервью, что театр превратился в развлечение, из него исчезли интрига, величие. Однако, несмотря на уход возвышенной публики истинные поклонники таланта режиссера остаются.
Зрители полностью погружаются на спектаклях мастера в историю, повествуемую им. При этом восприятие идет лишь на эмоциональном уровне. Ни анализа, ни внимания на детали делать не нужно. В такой подаче и заключен признак подлинного мастерства постановки.
Каждый спектакль Генриетта Наумовна проживает и переживает сама вновь и вновь. Она уверена, что каждую постановку необходимо доводить до идеала. Поэтому после каждого показа Яновская ощущает чувство душевной опустошенности. Свои работы она называет конусами, вершиной которых становится идея, от которой отталкивается она как постановщик. И своей задачей мастер называет все возможное для рассеивания эффекта от спектаклей в пространстве.
Семья и работа
Восприятие же ситуации каждым зрителем для нее точка на конусе. Взгляд на вещи свой у каждого. И потому первоначальный замысел может быть и незаметен, видоизменен. Но лишь такая модель имеет право на жизнь, ведь только она гарантирует жизнеспособность самого театра.
Генриетта Наумовна ставит один спектакль в году. Она уверена, что быстро создать нечто грандиозное невозможно. Необходимы и жизненный опыт, и страдания, и знания. А размениваться на мелочи, чтобы получить популярность, не желает. В 1998 она приняла участие в драме Германа «Хрусталев, машину!» в актерском амплуа. Ее героиней стала сестра генерала.
Счастливо сложилась семейная жизнь мастера. У них есть сын. Даниил (Даниэль). Он выбрал карьеру драматурга и режиссера.
Яновская рассказывает журналистам, что даже зрелый возраст не гарантирует полнейшей ясности в жизни. При этом она признается, что профессия не заставляет ее отказываться от семьи. Творческая деятельность дает ей вдохновение и силу, учит понимать и ценить жизнь во всех ее проявлениях.
- Генриетта Яновская. Биография, семья, фото