Разновидность рая

Описания рая встречается уже на первых страницах Библии. Он представлен в образе Эдемского сада. Видимо, не случайно наша первая ассоциация с раем представлена наличием райских птиц и цветов.

В наше время рай обрастает множеством ассоциаций и домыслов, не имеющих к нему никакого отношения. Может быть, поэтому современному человеку пора задуматься об истинном рае, т.к. его жизнь уже давно превратилась в ад.

Рай можно рассматривать как состояние души человека или как конечный пункт земной жизни. Однажды потеряв, мы постоянно ищем его на протяжении все земной истории человечества. Рай как состояние души может быть нескольких видов:

1. Детский рай. Это состояние, когда ребенок ни о чем не заботится и чувствует себя защищённым. Таким образом, выход из детства может ассоциироваться с потерей этого блаженства. Он может быть утрачен вследствие взросления или событий, повлиявших на психику ребенка. Например, развод родителей. Такая психологическая травма тяжело переживается детьми. Казалось бы, ребенок не грешил, но, как Адам и Ева, выгнан из рая.

Это может быть опытом первой обиды, в результате чего разрушается его психологическая невинность. Находясь в комфорте и будучи защищенным, к нему приходит осознание, что в его жизнь пробрались зло, коварство и предательство. Этот рай рано или поздно теряет каждый человек.

2. Рай сознательного человека. Подобное состояние для себя ищет каждый взрослый человек, понимая, что однажды он его уже утратил, лишившись детства. Обычному мирянину очень трудно вновь достичь этого состояния. Например, находясь уже в райских условиях, он может этого не заметить, продолжая чувствовать тоску и отчаяние. Получается, что данный статус больше относится к внутреннему состоянию человека.

Согласно Библии, ветхозаветные люди независимо от их образа жизни попадали в ад. Иисус Христос своей крестной смертью сломал адские врата, после чего райские обители начали наполняться. И первым человеком, вошедшим в рай, стал разбойник, который висел на кресте справа от Христа. Древние люди не знали, что такое рай. Для них этот термин соответствовал совокупности земных блаженств: многодетность, здоровье, вера и душевный мир. Видимо, поэтому они хотели долгой жизни, потому что знали, что их ожидает в конце.

Теперь, благодаря Христу, у нас есть возможность «заработать» на рай своей правильной жизнью. Если современного человека, независимо от его заслуг, поместить в это место, он выскочит оттуда как пробка из бутылки шампанского. Он будет вытеснен своим внутренним несовершенством. Мы можем туда попасть соблюдая заповеди Божьи, но пока только одной половиной – душой. После второго пришествия Христа человек сможет находиться там и телом.  

Посмертный опыт  

Те, кто пережил клиническую смерть и ощущал выход из тела, прекрасно помнят, как им не хотелось возвращаться. Душа, ощутив опыт свободы и чистоты и побывав в преддверие рая, нехотя возвращается в дебелое, страстное тело.

За последнее столетие сильный толчок в своем развитии получила медицина и образование. Сейчас с того света «вытягивают» несравнимо больше людей, чем это было раньше. В результате у человечества появился огромный материал о психических переживаниях людей, побывавших за гранью этой жизни. Существует десятки тысяч свидетельств, которые совпадают в одном и том же: жизнь после смерти есть и душа существует. Об этом говорят и атеисты, и верующие.

Некогда живший иеромонах Серафим Роуз озаботился тем фактом, что большинство людей, испытавших выход души из тела, переживали это легко и весело. Никто из них не был встревожен имеющимися у них грехами, страхом будущего суда и т.д. Он усматривал в этом бесовскую прелесть, «благодаря» которой люди не выносили из этого опыта правильный урок.

Между нами и душами умерших существует очень плотная связь. Души умерших между собой различаются и могут испытывать к Творцу любовь и дерзновение различной степени. Они могут молиться за нас, живущих на Земле, а мы можем ощущать силу их молитвы в обычных делах и в вере.

Обычно эта связь тесней прослеживается у женщин. Они чаще всего оказываются страдальцами в Земной жизни, потому что рожают, часто одни воспитывают детей и, согласно духовному закону, оказываются в раю. После смерти они не забывают своих отпрысков и, имея дерзновение перед Богом, вымаливают их.

Современный человек потерял способность к большим подвигам. Он вряд ли сделается великим подвижником, зато быстрее сойдет с ума после полгода духовной практики. Современник не то, чтобы не способен был сделать то, что могли раньше, он даже не мог в это поверить.

Чтобы ощутить райское блаженство в иной жизни, нельзя возлагать надежды только на духовные подвиги. Необходимо обратить внимание на своих родных, близких и др. Необходимо помнить, что профессия тоже имеет очень важное значение: надо выполнять работу так, как будто ее вы делаете для Бога. Это и будет путь спасения.

На основе беседы протоиерея А. Ткачева