Эта история до сих пор остается загадкой, потому что в ней уж очень много случайностей и счастливых совпадений. Поэтому разные эксперты отстаивают свои кардинально противоположные мнения по поводу этого экстраординарного происшествия.

Биография

Родился Матиас Руст в 1968 году в немецком городе Ведель. Его отец, Карл Руст, работал инженером в концерне AEG. Некоторые издания пишут, что у него было значительное количество акций концерна, но это неподтвержденная информация. По крайней мере, семья Рустов была обеспеченной.

Примерно в возрасте пяти лет Карл привел сына на работу – на аэродром. С тех пор мальчик бредил полетами и мечтал как можно быстрее сесть за штурвал железной машины. Поэтому не удивительно, что в восемнадцать лет он уже получил лицензию летчика. По этому поводу писали, что наверняка Карл Руст способствовал этому, потому что такие лицензии выдаются только опытным пилотам, каковым Матиас в свои годы быть не мог. 

Незаконный полет

До сих пор непонятно, кто подговорил юного пилота совершить столь опасное путешествие и подвергнуть себя риску быть сбитым войсками ПВО какой-либо страны. Есть версия, что в нем взыграл юношеский максимализм, и он сам спланировал этот авантюрный трюк. Тогда встает другой вопрос: как неопытный пилот смог преодолеть все сложности погодных условий, которых ему трудно было избежать?

Когда начали разбираться в этом вопросе, выяснилось, что Руст ко времени прилета в СССР много летал: через Северную Европу и Исландию, причем большинство его маршрутов проходило над морем. То есть он тренировался, чтобы затем проделать свой основной путь, и так получил необходимый опыт.

Второй факт: когда осматривали самолет Руста, то вместо задних сидений обнаружили встроенные топливные баки. Это было сделано для того, чтобы можно было летать на дальние расстояния.  

Остается один вопрос: он это сам придумал и сделал, или ему кто-то помогал или направлял? Таких вопросов несколько, потому что поведение пилота было непонятным и необъяснимым с точки зрения логики.

Взять хотя бы тот факт, что в диспетчерской службе города Хельсинки Руст оставил отметку, что летит в Стокгольм. Он взлетел и первые двадцать минут шел по обозначенному маршруту, а затем выключил рацию и исчез со связи. Диспетчер успел отследить, что Матиас развернулся в сторону советской границы. 

Эксперты говорят, что он был не замечен советскими противовоздушными средствами только потому, что летел на высоте восьмидесяти-ста метров над водой, как учат военных летчиков, чтобы дольше оставаться незамеченными. Это тоже одна из странностей в этом деле.

Финские спасатели вылетели на поиски сразу же после исчезновения самолета Руста с радаров и нашли на воде масляное пятно. Они приняли это пятно за место гибели самолета и прекратили поиски. Непонятно, что это было за пятно, однако это совпадение помогло Матиасу остаться незамеченным.  

Дальше его полет начинает походить на детектив или триллер: направившись в сторону границы СССР, он хотел пролететь мимо города Кохтла-Ярве. И здесь его взяли на сопровождение ракетчики 14-й дивизии ПВО Ленинградской армии. Самолет Руста взяли под прицел и могли сбить в любую минуту, однако не сделали этого, потому что все еще помнили инцидент с корейским «Боингом», который произошел всего три года назад. После этого случая был строгий приказ не трогать «гражданских». Неизвестно, был ли информирован об этом юный пилот, но это ему точно помогло.

И вообще ему в тот раз феноменально везло: испортилась погода, и советские летчики не смогли видеть самолет, низко летящий над землей. А потом он попал в «зону невидимости» – так называемая зона ответственности двух частей ПВО, между которыми был не отслеживаемый коридор. Маловероятно, что случайно молодой летчик попал в эту зону, если не знал ее точные координаты.

Позже его снова засекли, уже другие ПВО-шники, однако приняли за плотную стаю птиц опять же из-за плохой видимости.

Дальше вообще все похоже на сказку: при подлете к Москве он появился на радарах во время учебных полетов в 15.00, когда менялись коды опознания, и его никто не запросил. А еще в то время произошла авария самолетов в районе города Торжок, и туда подлетали вертолеты и самолеты для поисков. За один из таких «помощников» приняли самолет Матиаса.

Посадка в Москве и суд

Руста засекали непосредственно около Москвы, затем в районе аэропорта Шереметьево. Там даже отменили вылеты рейсов. Ни на какие запросы летчик не отвечал, а гоняться за ним с военными самолетами над Москвой не было смысла.

Три раза Руст пытался посадить самолет прямо на Красной площади, но все попытки были неудачными. Тогда он решил посадить легкомоторник на Москворецком мосту. Хорошо, что в этот момент ГАИ включила светофоры, иначе произошла бы катастрофа. Руст посадил самолет в узком просвете между троллейбусными электросетями – филигранная работа неопытного пилота, не правда ли?

Затем своим ходом он подрулил к Покровскому собору, где его и арестовали.

Больше года Матиас Руст был в СССР, велось следствие по этому делу. Потом его выдворили из страны советов. На суде он все сваливал на случайности, однако для специалистов эти объяснения кажутся необоснованными.

После этого экстраординарного события многие военные чины лишились своих должностей.На их место встали другие, позволявшие Горбачеву идти на уступки НАТО по сокращению вооруженных сил СССР. Возможно, в этом разгадка всех совпадений и случайностей?

Эпилог

Журналисты до сих пор интересуются жизнь Руста, и вот что они выяснили. Он не получил какого-либо образования, и лицензии пилота его тоже лишили. Он не сделал карьеру на своем полете, а однажды его признали невменяемым за нападение на медсестру. После этого он уехал в Индию и там устроил свою личную жизнь: женился на индианке.