Особое место в его творчестве занимают полотна с изображением вождя Октябрьской революции Владимира Ильича Ленина. Серов писал в манере так называемого социалистического реализма.
Биография
Родился Владимир Александрович Серов в 1910 году в деревне Эммаус Тверской области. До революции семья жила хорошо – дед Владимира был священником и пользовался почетом у сельчан. Его родители были учителями, и когда началась революция, они полностью приняли ее идеологию и начали вместе со всем обществом строить социализм. Впоследствии мама Владимира стала Заслуженным учителем РСФСР и получила самую высокую награду Советского Союза – Орден Ленина.
Когда сын подрос, Серовы переехали в районный город Весьегонск. Там будущий художник пошел в школу, и там же в его жизни случилось знаковое событие: он встретился с художником-авангардистом Савелием Шлейфером. У него была своя студия в Весьегонске, где он учил желающих живописи.
Володя с первых же занятий понял, насколько ему нравится рисовать. Так что вопрос о выборе профессии перед ним не стоял никогда – Серов всегда знал, что станет художником.
Гораздо позднее, во время войны, Шлейфер погиб в концлагере Освенцим. Серов узнал, что все свои полотна наставник завещал ему как лучшему ученику. Сейчас и эти работы, и много картин самого Серова находятся на родине художника в Эммаусе, где создан мемориально-художественный музей знаменитого земляка.
Современники знали Владимира Александровича как автора нескольких полотен, где был изображен Ленин – этакой «ленинианы». Этот интерес к вождю революции был у него из детства, от родителей – убежденных строителей социализма. Еще ребенком он рисовал портреты «дедушки Ленина».
А когда поступил в Академию художеств в Петрограде, то в качестве дипломной работы взял картину «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году». Руководителем диплома юного живописца был художник Василий Савинский, который великолепно писал исторические полотна и портреты. Возможно, у него Владимир и перенял интерес к исторической теме.
После Академии художеств Серов поступил в аспирантуру и попал к еще одному талантливому художнику – его руководителем стал Исаак Бродский. В 1934 году, когда выпускался из аспирантуры, Владимир представил выпускную картину «Сибирские партизаны».
Карьера художника
Еще будучи аспирантом, Серов начал участвовать в выставках со своими работами. В 1932 году он впервые представил свои работы на выставке, посвященной двадцатилетию Рабоче-крестьянской красной армии. Его работы понравились самым строгим критикам, и с тех пор он стал постоянным участником самых разных выставок.
Особое место в его творчестве занимает историческая тема. Можно сказать, что его полотна – историко-героические. Их герои – революционеры, солдаты и матросы, Ленин, а позже – участники Великой Отечественной войны. Это картины «Зимний взят!», «Ходоки у Ленина» и другие.
Во все времена в советской России были популярны агитационные плакаты. Есть даже такое выражение, как «плакатная война», потому что наглядность – это оружие в борьбе за ту или иную идеологию. В коллективизацию Серов рисовал плакаты, призывая выращивать высокий урожай и повышать производительность труда.
В 1941 году, когда началась война, художники рисуют плакаты иного рода: они призывают на борьбу с врагом, высмеивают фашистов и поднимают патриотические чувства.
Во время войны Серов остался в Ленинграде и пережил весь ужас блокады. В то время он руководил Ленинградским отделением Союза художников. Многие живописцы тогда вошли в объединение «Боевой карандаш», где они создавали антифашистские плакаты, листовки и рисовали иллюстрации для газет.
Кроме этого, Владимир Александрович пишет такие картины, как «Ледовое побоище» и «Балтийский десант». В первой картине он отдает дань мужеству русских воинов и обращается к патриотическим чувствам зрителей, к славной истории Руси. А во второй прославляет защитников отечества, сражающихся с фашистами.
Манера социалистического реализма превалировала в работах художника, однако и лирические мотивы ему были не чужды. Особенно это заметно в портретах его близких и друзей. Это уже совершенно иная манера письма – мягкая и точная, какая-то «живая».
Кроме этого, Серов писал пейзажи, рисовал иллюстрации к произведениям классической литературы, а также работал в карикатурном жанре.
Владимиру Александровичу было присвоено звание «Народный художник СССР», у него было два Ордена Красного Знамени, два Ордена Ленина и две Сталинских премии. По тем временам все эти награды очень значимые.
До конца жизни Серов оставался верен идеям социалистического реализма в живописи. Начиная с шестидесятых годов двадцатого века на него начались нападки со стороны некоторых представителей творческой интеллигенции – они отрицали это жанр как устаревший и ненужный. Однако он твердо отстаивал свою позицию.
Последние шесть лет жизни Владимир Александрович был президентом Академии художеств, Председателем Союза художников СССР. Также он несколько раз избирался в депутаты Верховного Совета СССР.
Серов ушел из жизни в январе 1968 года, ему было всего пятьдесят семь лет. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
Жена художника – Генриетта Григорьевна Серова. Она была искусствоведом, писала научные работы о творчестве художников. В семье Серовых был двое детей: Ярослав и Мария.
Об отношении художника к близким можно судить по их портретам. На картинах Серова его жена – нежная, чувственная, воздушная. Ее портрет совершенно не похож на исторические или героические полотна художника.
Также он рисовал детей с их самых ранних лет – можно сказать, с первых дней их жизни. В этих зарисовках столько нежности, лирики – это любовь в чистом виде.