Многочисленные исследования доказали, что период в возрасте от рождения до шести лет является самым благодатным для формирования предпосылок к дальнейшей деятельности малыша. В это время формируются его физиологические и психические особенности, он растет и познает мир вокруг. Стоит ли нагружать его дополнительно и убыстрять события?
Разница между ранним развитием и обучением
Для начала давайте разберемся, что подразумевает под собой раннее развитие ребенка. Не стоит путать его с ранним обучением или формированием предпосылок к успешному обучению в дальнейшем. Развитие – это естественный путь, в течение которого малыш познает окружающий мир, людей вокруг, осваивает предметы и приемы действия с ними. Ранее обучение же проводится по определенным методикам и направлено именно на формирование навыков: счета, письма, знания языков в том возрасте, когда большинство детей этого еще не умеют.
Раннее развитие и обучение: польза и вред
Раннее развитие ребенка успешно применяли еще задолго до появления этого термина. Наши бабушки и дедушки с детства приучали ребенка к труду по дому. Младшие выполняли посильную работу, помогая старшим. В процессе такого труда малыши узнавали много нового и интересного о мире и людях, учились выполнять простейшие бытовые поручения. Все это сопровождалось речевыми объяснениями, что также благотворно влияло на общее развитие ребенка.
Мода на раннее обучение появилась совсем недавно. Хотя тяга к тому, чтобы «похвалиться» свои ребенком у родителей была всегда. Как приятно с гордостью рассказывать подругам о том, что ваш малыш уже ходит, читает в три года, знает иностранный язык в пять лет, а к шести уже почти готов к полету в космос. Только вот нужно ли это самому ребенку? Педиатры и психологи в один голос утверждают: нет.
Во-первых, целенаправленное ранее развитие и обучение перегружает неокрепшую нервную систему малыша. Представьте, как тяжело ему сосредоточиться на материале, который дает преподаватель специальных курсов. Из-за перегрузки только формирующейся нервной системы у ребенка могут возникнуть проблемы со сном, частые перепады настроения.
Вторая серьезная проблема раннего развития – замена одних способностей другими. Мозг малыша развивается постепенно, от способности просто узнавать маму до контроля собственных действий и эмоций. Невозможно требовать от ребенка, которому в силу развития хочется бегать и играть, знания всех букв алфавита. Он просто не сможет их запомнить. Хотя иногда попадаются усердные и старательные дети (или мамы?), которые знают буквы, но при этом не умеют играть в простейшие игры. Процесс интеллектуального замещения в этом случае будет действовать безоговорочно и, увы, негативно.
Развивать или нет
Размышляя, выбирать или нет раннее развитие ребенка, отдайте предпочтение золотой середине. Отталкивайтесь от того, что на данный момент интересно самому малышу. Разговаривайте с ним много и часто, объясняйте, как устроено все вокруг. Не настаивайте на каком-то виде деятельности, даже если все дети подруг это уже умеют. Ведь главное, что нужно ребенку – это мамины объятия и любовь, тогда у вас с малышом все обязательно получится.