Биография. Детство и юность

Евгений Евгеньевич Нестеренко появился на свет в предвоенной Москве, 8 января 1938 года. Его отец, Евгений Никифорович Нестеренко (1908-1996), был выдающимся человеком: сын сапожника из Самарканда, военный, участник Великой Отечественной войны от первого до последнего дня – сражался в битвах под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, освобождал от фашистов европейские страны, вышел в отставку в звании генерал-майора. Мать Евгения Нестеренко, Велта Вольдемаровна Бауман (1912-1938), родом из Латвии, её отец был сельским учителем и революционером-подпольщиком; она ушла из жизни трагически рано – когда сыну исполнилось всего 9 месяцев. Родители Нестеренко обладали прекрасными музыкальными способностями, знали много песен и с удовольствием их пели, отец аккомпанировал сам себе на рояле и гитаре. Их музыкальность передалась сыну: он тоже любил петь, слушать по радио и на грампластинках записи выдающихся певцов: Фёдора Шаляпина, Сергея Лемешева, Ивана Козловского. Несколько лет Евгений учился игре на фортепиано, но потом бросил – ему было скучно разучивать гаммы. В школьном хоре мальчику петь было некомфортно из-за уже формирующегося низкого голоса.

В 1949 году семья Нестеренко перебралась в Челябинск. К тому времени голос у Евгения уже окреп, и он начал выступать сольно – в пионерском лагере, в школе. Однажды он попал на оперный спектакль «Снегурочка» Римского-Корсакова, который был поставлен Пермским театром оперы и балета. С тех пор любовь к оперному театру глубоко поселилась в сердце юноши. По слуху, без нот, он разучивал множество арий из опер, ещё не зная их сюжетов. И всё больше и больше проникался творчеством русского баса Фёдора Ивановича Шаляпина, поскольку также обладал басом, и репертуар Шаляпина был ему очень удобен для исполнения.

 

Студенческие годы

Несмотря на музыкальную одарённость, в юности Евгений Нестеренко не думал о певческой карьере. Он отлично учился в школе, закончил её с золотой медалью, собирался поступать в МГУ, но потом решил ехать в Ленинград, и в 1955 году стал студентом военно-морского факультета Инженерно-строительного института – захотел продолжить военную династию. В институте он участвовал в художественной самодеятельности, хотел петь в хоре, но прослушав в сольном исполнении Евгения Нестеренко «Есть на Волге утёс» и арию Варяжского гостя из оперы «Садко», руководитель хора сказал: «Почему вы пришли учиться сюда? Вам надо в консерваторию!». После этого Нестеренко начал брать частные уроки вокала у преподавательницы сольного пения в Ленинградском университете Матвеевой Марии Михайловны; она же представила своего ученика знаменитой певице Софье Преображенской, которая порекомендовала юноше поступить в Ленинградскую консерваторию.

Участь на последнем курсе в строительном институте, Нестеренко стал студентом вечернего отделения консерватории, и таким образом параллельно получал двойное образование. В 1961 году он получил диплом военно-морского инженера-строителя и распределился на работу прорабом в Ленинградский строительный трест. Целый год он работал с утра до вечера на стройке, а после работы ехал в консерваторию, успевая порой к окончанию занятий. Позднее Нестеренко перевёлся на дневное отделение консерватории. Его наставником по вокалу был профессор Василий Михайлович Луканин, известный оперный певец и педагог. В 1965 году Евгений Нестеренко завершил своё консерваторское образование, но продолжал заниматься со своим наставником, совершенствуя вокальное мастерство. В 1967-м, когда Луканин заболел, Нестеренко взял его класс – стал преподавателем у других его студентов, которые были почти ровесниками молодого певца.

 

Творчество и певческая карьера

В 1963 году, ещё будучи студентом консерватории, Нестеренко был приглашён в труппу Ленинградского Малого оперного театра. Свою дипломную работу он представил прямо на сцене этого театра. В репертуар артиста вошли классические оперные басовые партии: Иван Сусанин, Князь Игорь, Борис Годунов, Садко и многие другие. В эти же годы молодой певец начал участвовать в различных конкурсах, стал лауреатом Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (1965), Международного конкурса оперных певцов в Болгарии (1967), IV Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1970).

Будучи уже довольно известным вокалистом, Евгений Нестеренко в 1967 году перешёл в труппу Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (знаменитого Мариинского театра). А в 1971-м он получил приглашение в Москву и стал солистом Большого театра СССР. Кировский театр неохотно отпускал набирающего популярность артиста, и целый год он работал одновременно в Москве и в Ленинграде. Именно Большой театр стал для Евгения Нестеренко главным и основным местом работы и творчества – до 2002 года он являлся его ведущим солистом, здесь были созданы и исполнены все его лучшие роли в оперных спектаклях – свыше двадцати партий. Кроме того, с 1967 года певец начал выезжать на зарубежные гастроли и выступать на лучших мировых оперных сценах в Италии («Ла Скала»), США («Метрополитен-опера»), Англии («Ковент-Гарден»), Венской и Баварской государственных оперных театров и др.

Евгений Нестеренко также много гастролировал по стране, выступал на всевозможных концертах, транслируемых по радио и телевидению, регулярно принимал участие в записях пластинок на студиях грамзаписи, снимался в киноверсиях театральных постановок опер и музыкальных фильмах-операх. В репертуаре певца не только оперные партии – он также исполнял народные песни, романсы русских, советских и зарубежных композиторов, песни военных лет, духовные произведения. Нестеренко владеет английским, итальянским, немецким языками. Многие оперные партии он пел не только на русском, но и на языках оригинала или в переводной версии – всего на 12 языках, в том числе на таких сложных, как финский, эстонский, венгерский, японский. В 1976 году Нестеренко было присвоено звание Народного артиста СССР, при том что он ещё не был Заслуженным, а такие награждения были большой редкостью и их удостаивались действительно выдающиеся деятели культуры и искусства.

 

Педагогическая и общественная деятельность

Параллельно творческой деятельности Евгений Евгеньевич Нестеренко всю жизнь ведёт педагогическую деятельность. Преподавать он начал ещё в Ленинградской консерватории, а переехав в Москву, с 1972 по 1974 годы работал в Музыкально-педагогическом институте (Российской академии музыки) имени Гнесиных. Затем началась его долгая почти двадцатилетняя преподавательская карьера в Московской консерватории имени Чайковского, где с 1975 по 1992 годы он возглавлял кафедру сольного пения, в 1981 году получил звание профессора. За годы преподавания Евгений Евгеньевич подготовил множество молодых и талантливых отечественных и зарубежных оперных певцов. Нестеренко издал более 200 научных и методических статей, книг, выступил в роли главного редактора и составителя книги «Мой метод работы с певцами» своего ленинградского наставника Василия Луканина, в 1985 году издал монументальный труд «Размышления о профессии».

Всю жизнь Евгений Нестеренко вёл также невероятно активную общественную деятельность: входил в состав руководства всевозможных обществ, был почётным председателем различных художественных советов, культурных фондов, творческих организаций. С 1989 по 1991 годы он работал народным депутатом СССР. Награжден самыми главными государственными наградами – орденом Трудового красного знамени (1980), орденом Ленина (1988), и многими другими.

 

Переезд в Вену

В 1993 году в жизни Евгения Нестеренко настал переломный момент: он ушёл из Московской консерватории и уехал в Австрию, где по приглашению директора Венской консерватории профессора Герхарда Трака, стал преподавателем вокального факультета. Таким образом, он привнёс принципы русской оперной школы в зарубежное театральное искусство. При этом Нестеренко не считает себя эмигрантом – напротив, он позиционирует себя русским человеком, работающим за рубежом. Он часто выезжает в другие страны, в том числе – в Россию, работает вокальным консультантом оперной труппы Большого театра, который является для него самым родным и близким.

Сегодня Евгений Нестеренко живёт на две страны – в Австрии и в России, щедро делится воспоминаниями, опытом, проводит мастер-классы, даёт интервью.

 

Личная жизнь

Семейная жизнь Евгения Нестеренко – редкий для театрального мира образец долгих и крепких отношений, основанных на взаимной любви и уважении. Со своей будущей женой, Екатериной Дмитриевной Нестеренко (Алексеевой), Евгений Евгеньевич познакомился ещё в 1960-х годах, будучи студентом Ленинградского инженерно-строительного института. Они почти ровесники (Екатерина родилась в 1939-м), вместе учились, участвовали в самодеятельности, ходили на выставки и на концерты. Супруги Нестеренко полвека провели вместе, пережив много радостей и трудностей и сохранив нежное и трепетное отношение друг к другу. Екатерина Нестеренко по образованию инженер-строитель, работала преподавателем в Технологическом институте, но при любой возможности сопровождала мужа на гастролях, практически всегда была его стилистом и имиджмейкером. В сентябре 2014 года она скончалась в Вене после продолжительной болезни.

В 1964 году у супругов родился сын Максим. Он не пошёл по музыкальным стопам отца, а стал художником-графиком: учился в Художественном институте имени Сурикова, в аспирантуре при Академии Художеств, стажировался в Вене. Его работы выставлялись на многочисленных российских и международных выставках. Максим Нестеренко живёт в Москве, трудится в дизайнерской фирме в должности креативного директора, сотрудничает с Британской высшей школой дизайна – является преподавателем её московского филиала. Максим женат, у него есть сын Степан 1994-го года рождения.