Говорить на равных

В России принято оберегать детей от проблем связанных с финансами. Мы стараемся не обсуждать при детях зарплаты, соотношение доходов и расходов, уровень жизни. При этом требуем от ребенка относиться с пониманием к нашим: «У нас нет денег на эту вещь», «Мы не печатаем деньги» и так далее. Дабы этого не происходило, следует с 7-8 лет привлекать ребенка к обсуждению финансовых планов семьи. Учить распределять деньги грамотно.

Конкретные шаги

Чтобы научить ребенка правильно распоряжаться деньгами, не обязательно читать заумные книжки. Можно простым языком донести до ребенка, что такое семейный бюджет.

- Попросите ребенка нарисовать: дом, в котором будет жить, на чем будет ездить, где работать и где отдыхать. Попробуйте посчитать, сколько будет стоить жилье, машина, отдых. Как много нужно зарабатывать, чтобы все это позволить. А если зарплата все не покрывает, на чем сэкономить.

- Приводите наглядные примеры. Например, захотел ребенок новую игрушку – переведите ее стоимость в количество киндер-сюрпризов.

- За покупками ходите вместе, предварительно составив список. Так ребенок научится разделять желаемое и необходимое.

- Ребенок хочет дорогую игрушку – пусть откладывает деньги. Возьмите для накопления прозрачную банку, чтобы вместе с чадом наблюдать за приростом «богатства».

- Предложите ребенку составить список самых оригинальных способов экономии. Выберите несколько и попробуйте предварить в жизнь.

- Проводите вместе с ребенком ежемесячный аудит покупок. Посмотрите, какие покупки были необходимы, а без чего семья могла с легкостью обойтись и на этом сэкономить.

Право на ошибку

Никогда не наказывайте и не поощряйте ребенка деньгами. Для того, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, у него должны быть личные деньги. Пусть он в 10 лет потратит все карманные деньги на шоколадки и поймет, что так на новый велосипед или смартфон не накопить. Чем, будучи взрослым, обнаружит, что транжиря деньги ничего нажить не удается.

Ответственность

Перед тем как начать давать ребенку деньги на карманные расходы, обсудите, на что он может тратить. Тем самым вы определяете перед ним зону ответственности. Начинайте с небольших сумм – на лакомство. По мере того, как ваш ребенок будет правильно распределять деньги – сумму карманных денег можно увеличивать. При этом зона ответственности и поле для экспериментов будет расти.

Чтобы ребенок не повторял бесконечно фразу: «Мама, дай денег», его следует с ранних лет учить правильному обращению с ними. Доверяйте своим детям и привлекайте их к распределению семейного бюджета.