Биография. Детские годы

Павел Григорьевич Любимов родился в Москве 7 сентября 1938 года. Сведений о том, кто был его отцом, нет. Имя мальчику дали в честь деда по материнской линии. С самого рождения Павел жил в окружении трёх женщин: мамы, бабушки и тёти. Мать Любимова – Погожева Валерия Павловна – работала на киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького редактором. Тётя – Погожева Людмила Павловна – была известным в стране литературоведом, киноведом и кинокритиком; с 1956 по 1969 годы она работала в журнале «Искусство кино» в должности главного редактора. Именно эти горячо любившие мальчика женщины сформировали личность Павла Любимова, его мировоззрение и отношение к жизни и искусству.

 

Творчество и карьера режиссёра

С самого детства Павел увлекался чтением и пытался сам писать рассказы, сочинять стихи. Ещё одним его увлечением были иностранные языки, английский он со временем изучил в совершенстве. Склонность к литературному творчеству и свободное владение английским языком позволили Павлу Григорьевичу впоследствии заниматься не только кинорежиссурой, но и литературными переводами произведений иностранных авторов. А пока юноша мечтал о профессии переводчика и собирался поступать в Институт иностранных языков. Но этим планам не суждено было осуществиться, и, как всегда, во всём виноват случай. Однажды Любимов вместе со своим другом, с которым они вместе готовились поступать в Иняз, вышли на дежурство в качестве общественных дружинников. По трагическому стечению обстоятельств, они столкнулись с пьяным военным, который в результате потасовки насмерть застрелил из пистолета друга Любимова. Павел был настолько потрясён, что решил изменить все планы, которые они строили вместе с другом, и подал документы на поступление во ВГИК – Государственный институт кинематографии, на режиссёрский факультет.

Во ВГИКе Любимов попал на курс, который вели такие именитые мастера, как Григорий Львович Рошаль (сценарист и режиссёр, снявший более 20-ти фильмов, в том числе трилогию «Хождение по мукам, народный артист СССР) и Юрий Евгеньевич Геника (режиссёр, проректор вуза). В 1962 году Павел Любимов блестяще закончил ВГИК, сняв в качестве дипломной работы короткометражный фильм «Тетка с фиалками», который позднее, в 1964-м, получил премию на кинофестивале в польском городе Кракове. В этой киноновелле снялись такие известные актёры, как Нина Сазонова, Светлана Светличная и Владимир Ивашов.

В 1964 году Павел Григорьевич Любимов стал работать на киностудии имени Горького в должности режиссёра массовки, позже режиссёра-постановщика. И первый же снятый им полнометражный фильм – «Женщины» (1966) – стал бестселлером отечественного кинематографа. Пронзительную историю о нелёгкой женской доле трёх сотрудниц мебельной фабрики написала Ирина Велембовская, тогда ещё начинающая писательница, работавшая дворником. Её рассказ «Женщины» был напечатан в журнале «Знамя»; на него обратила внимание и предложила экранизировать кинокритик Людмила Погожева, тётя Любимова. И снова начинающему режиссёру удалось собрать звёздный актёрский состав: знаменитая Инна Макарова, Нина Сазонова, молодой красавец Виталий Соломин и Галина Яцкина. Музыку к фильму написал замечательный советский композитор Ян Френкель, текст песен – Михаила Танича («Любовь-кольцо» и «Старый вальсок»).

Следующей работой режиссёра Любимова стал фильм по мотивам романа Александра Грина «Бегущая по волнам». Это совместная работа советских и болгарских кинематографистов: главную мужскую роль сыграл болгарский актёр Савва Хашимов, оператор картины – Стоян Злычкин. И конечно же наши знаменитые отечественные актёры Ролан Быков и Маргарита Терехова принесли фильму большую популярность.

Вплоть до 1994 года продолжалась плодотворная творческая работа Павла Любимова. Всего им было снято 14 фильмов – какие-то оказались менее удачными и осели на полках киноархива, а какие-то и по сей день являются шедеврами нашего кинематографа. Прекрасной режиссёрской работой Любимова стал военно-патриотический фильм «Весенний призыв» (1976) о службе в рядах советской армии, об отношениях призывников друг с другом и с командным составом. В картине снимались блистательные актёры: Александр Фатюшин (близкий друг Любимова), Игорь Костолевский, Пётр Проскурин, музыку написал композитор Владимир Шаинский. Фильм был удостоен серебряной медали имени Довженко.

В 1978 году вышла кинокартина «Школьный вальс», где две главные женские роли исполнили прекрасные актрисы Евгения Симонова и Елена Цыплакова. Фильм произвёл фурор и наделал много шума своей весьма нестандартной тематикой: любовь между учеником и ученицей 10-го класса, беременность несовершеннолетней героини, появление соперницы, измена и предательство главного героя – все эти темы в то время были под запретом и не соответствовали идеологии советского общества. Даже удивительно, что фильм не был запрещён цензурой, вышел на экраны страны и был очень популярен на протяжении многих лет. Сам же режиссёр считал «Школьный вальс», а также «Женщин» наиболее удачными своими работами.

Одним из последних фильмов Павла Любимова стал «Следопыт» (1987), в основу которого был положен роман Дж.Ф.Купера. С этим фильмом связана трагическая история: Андрей Миронов, игравший роль маркиза Санглие, скоропостижно скончался накануне съёмок финала. Любимов не захотел переснимать другого актёра, и фильм оставили как есть, с не до конца раскрытым образом героя в исполнении Миронова.

Почему-то в биографических статьях о Любимове редко упоминается его режиссёрский вклад в юмористический киножурнал «Ералаш», а ведь Павлом Григорьевичем было снято около двадцати сюжетов! Кроме того, к 10-летию «Ералаша» режиссёр Юлий Гусман создал телевизионную музыкальную передачу «Что такое Ералаш?», в которой снялся Павел Любимов.

 

Карьера переводчика. Последние годы жизни

В 1994 году Павел Григорьевич завершил работу над своей последней кинокартиной – «Призрак дома моего», где он выступил в роли не только режиссёра, но и сценариста. После этого он оставил работу в кино: распад Советского Союза и происходящие в стране политические и экономические катаклизмы вызвали творческий кризис у многих деятелей искусства начала 90-х годов ХХ века.

Уйдя с киностудии, Любимов занялся литературными переводами на русский язык произведений современных американских и английских писателей. Всего им было переведено свыше 25 книг, среди которых «Котёл» Ларри Бонда, романы Рут Ренделл и Барбары Картленд и другие. В 2000-м году Любимову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

В 2008 году Павел Григорьевич выступил борцом за справедливость: его, как и многих других деятелей кинематографа, возмущала ситуация, при которой авторские выплаты при показе фильма получали сценаристы и композиторы, но не режиссёры, поскольку они не считались авторами кинокартины. Он подал иск в Конституционный суд России, судебная тяжба тянулась два года, но выиграть дело Любимову не позволила смерть.

Последние несколько лет жизни режиссёр страдал от рака лёгких. 23 июня 2010 года он скончался. Перед смертью Любимов просил, чтобы его похороны прошли тихо, скромно, без торжественных панихид и громких речей. Прощание с Павлом Любимовым состоялось в Митинском крематории, а похоронен он на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с могилой матери и тёти.

 

Личная жизнь

Павел Григорьевич никогда не афишировал свою личную жизнь. В годы учёбы во ВГИКЕ он был увлечён своей однокурсницей Татьяной Иваненко, ставшей впоследствии возлюбленной Владимира Высоцкого.

Женой режиссёра стала Наталья Любимова, где и как они познакомились – неизвестно. Наталья не имела к кино никакого отношения, занималась художественной гимнастикой, была мастером спорта.

У Любимовых родилось двое сыновей. Один из них, Алексей Любимов, снимался в фильме у отца «Предел желаний» (1982) в роли своего тёзки – мальчика Алёши.