Семья Николая Боярского, детство и юность

Родился Николай Александрович Боярский 10 декабря 1922 года в посёлке Колпино под Ленинградом (тогда – Петроградом). Мать – Бояновская-Боярская Екатерина Николаевна – имела дворянское происхождение, владела шестью языками, в молодости хотела быть актрисой, но из-за строгих нравов в семье эта мечта не осуществилась. Отец Боярский Александр Иванович происходил из крестьянского сословия, получил образование в духовной семинарии и академии, стал священником, протоиреем, затем митрополитом. После революции 1917 года он примкнул к обновленческому религиозному направлению, участники которого старались адаптировать христианскую религию к новой социалистической идеологии. Таких священников называли «красными батюшками», и официальная церковь их не признавала, считая раскольниками, – поэтому имени Александра Боярского нет в списке митрополитов. Но главной трагедией жизни был его арест в годы репрессий: в 1936-м Боярского-отца осудили, а затем расстреляли. Его судьба долгое время была неизвестна семье; жена Екатерина Николаевна работала, преподавала языки в духовной академии Ленинграда и ждала возвращения мужа до конца своей жизни, и даже ежедневно готовила ужин с расчётом на него. И только в середине 1980-х годов детям и внукам удалось выяснить, что же на самом деле произошло с Александром Ивановичем.

В браке Боярский-Бояновская родилось четверо сыновей, из которых трое выбрали актёрскую профессию, в том числе и Николай Боярский. Стать актёром он мечтал ещё в детстве, любил читать и разыгрывать в кругу семьи сценки, например, по рассказам М.Зощенко. Николай обожал ходить в кинотеатры, всеми правдами и неправдами прорываясь на сеансы для взрослых. Тогда же у него появилась цель: сняться в кино. И её удалось осуществить: в 1936 году в городе Кинешма, что на Волге, снимался фильм «Бесприданница». Режиссёр Я. Протазанов выделил из толпы зевак юного Боярского и снял его в сцене на палубе теплохода, в роли 10-летнего пугливого мальчика, убегающего в трюм от пьяных купцов, которые кидались бутылками.

Когда после окончания школы встал вопрос выбора профессии, Николай Боярский хотел выучиться на филолога или журналиста. Но поскольку он был сыном репрессированного врага народа, на эти специальности в университет молодой человек поступить не смог. А вот в Ленинградский театральный институт приём был свободный, и Николай стал студентом актёрского факультета. Здесь он сразу же влюбился в однокурсницу и красавицу Лидию Штыкан, которая в дальнейшем стала его супругой. Однако учёба и мирная жизнь были прерваны: грянула Великая Отечественная война.

 

Николай Боярский на фронтах Великой Отечественной войны

Николая Боярского призвали на фронт 25 июля 1941 года в стрелковый батальон пехотного полка. Как и многие солдаты, уходившие на войну, он был уверен, что уже через несколько месяцев вернётся домой с победой, возобновит учёбу и признается в любви Лидии Штыкан; её фотография на протяжении всех военных лет хранилась в кармане гимнастёрки Боярского. История сложилась иначе. 3 декабря 1941 года Боярский был ранен в первый раз, затем получил ещё несколько ранений, а однажды в боях под Ростовом даже попал в плен. От гибели его спасла чистая случайность: из колонны военнопленных, которую гнали по улице, его выхватила какая-то женщина, накинула на него пальто и спрятала в толпе людей, а затем несколько месяцев укрывала солдата у себя дома.

После лечения в госпиталях Боярский снова и снова возвращался на фронт, где не раз проявлял героизм и мужество, уничтожая или захватывая в плен солдат и офицеров противника; он отлично владел автоматом, пулемётом и другими видами стрелкового оружия. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», орденом Красной Звезды и орденами Славы II и III степени. Несмотря на это, Боярский закончил войну в звании всего лишь старшего сержанта: как сына врага народа его не могли ни повысить в звании, ни лишний раз представить к награде.

В минуты затишья между боями или в госпиталях Николай Боярский самостоятельно изучал языки – английский и немецкий, что порой было очень кстати на фронте. Николай Александрович прошёл с пехотой всю войну и завершил её в Кёнигсберге.

 

Творчество и карьера актёра Боярского

Демобилизовавшись из армии, Николай Боярский вернулся в Театральный институт и продолжил учёбу. Одним из его наставников был знаменитый Василий Васильевич Меркурьев, народный артист СССР. После окончания института в 1948 году Боярского пригласили в труппу Ленинградского Академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. В этом театре он проработал всю жизнь, за исключением сезона 1964-65 годов, когда он ушёл в Ленинградский театр имени Ленсовета, но через год вернулся обратно. Поначалу Боярскому давали второстепенные роли, затем и более серьёзные – как комедийные, так и драматические. Каждую роль молодой актёр доводил до совершенства, показывая разные грани характеров своих персонажей. Он сыграл Мишу Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова», Харитонова в спектакле «Старик», Голицына в «Иду на грозу», Захара в спектакле «Обломов», Короля в «Дон Сезар де Базан» и другие. Важными ролями для Боярского стали старый фронтовик Леван Гуриеладзе в постановке «Если бы небо было зеркалом», Сарпион – вдовец с восемью детьми в спектакле «Метель» и, наконец, Козлевич в «Золотом теленке».

Работая в театре, Николай Боярский не переставал думать о кинокарьере. Он обивал пороги киностудии, но никто не хотел снимать его в кино под предлогом невыразительной внешности. В 1957 году на «Ленфильме» было решено снять телевизионную версию спектакля «Дон Сезар де Базан» в постановке драматического театра Комиссаржевской, где Боярский исполнял роль Короля Испании. Так он снова появился на телеэкране. Однако чуда не случилось, и в течение следующих восьми лет актёра снова не приглашали сниматься в кино. И лишь в 1965 году известный актёр и режиссёр Павел Кадочников, который снимал кинокартину «Музыканты одного полка», позвал Николая Боярского на одну из главных ролей – острохарактерную роль адъютанта музыкального полка Василия Боголюбова. Боярский блестяще сыграл в этом фильме, и после этого буквально посыпались приглашения сниматься в кинематографе.

В 1966 Боярский получил сразу три кинороли – Зиновия Борисовича в «Катерине Измайловой», Советника в «Снежной королеве» и Кисы Воробьянинова в телеспектакле «12 стульев». А роль смешного и трогательного Адама Козлевича в «Золотом телёнке» режиссёра Михаила Швейцера (1968) стала для актёра триумфальной.

Следующие 20 лет своей творческой жизни Николай Боярский постоянно снимался в кино, в год выходило в среднем по 1-2 фильма с его участием. И хотя кинороли были в основном второго плана, сыграны они были безусловно ярко и талантливо. Это роли Петушкова в «Живом трупе», Кащея Бессмертного в «Новогодних приключениях Маши и Вити», физрука Ростислава Валерьяновича («Ростика») в «Приключениях Электроника», гренадёра в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» и многие другие. Последние фильмы, в которых снялся Боярский, – «Русь изначальная» (1986) и «Жизнь Клима Самгина» (1988).

Сыграв роли более чем в 30-ти фильмах и во множестве спектаклей на театральной сцене, Николай Боярский внёс значительный вклад в отечественное актёрское искусство. Его профессиональные заслуги были оценены: в 1977 году Николай Александрович получил звание Заслуженного артиста РСФСР. И, наверное, ему было немного обидно, когда на гастролях в каком-нибудь провинциальном городе на глаза попадалась афиша примерно такого содержания: «В спектакле участвует актёр Николай Боярский – дядя Михаила Боярского!». Но начинался спектакль, и зрители вдруг узнавали в нём актёра из всеми любимых фильмов.

Николай Боярский также занимался литературным творчеством – в основном, писал рассказы о войне, некоторые из них были опубликованы. В них повествовалось не о героических событиях и подвигах людей – это были сценки из военного быта, комические истории.

Николая Александровича Боярского не стало 7 октября 1988 года, он немного не дожил до 66-летия. Несколько лет он тяжело болел: рак горла, потеря голоса. Но при этом он не утратил жизнелюбия, до последних дней сохранял позитивный настрой и оптимизм. Похоронен Боярский на Комаровском кладбище в Ленинградской области вместе со своей женой.

 

Личная жизнь

Николай Боярский всю свою жизнь любил одну единственную женщину – Лидию Штыкан и прожил с ней в счастливом браке до самой смерти. В студентку-однокурсницу по театральному институту будущий актёр влюбился с первого взгляда. Война разлучила молодых людей. Лидия была в Ленинграде в самом начале блокады, а потом ушла на фронт, служила медсестрой, неоднократно была представлена к боевым наградам. Демобилизовавшись, Лидия Петровна вернулась в Ленинград; в 1945 году у неё родился сын Олег Штыкан, отец ребёнка неизвестен.

Пришедший с фронта Николай Боярский сразу же разыскал свою любимую и сделал предложение. В 1945 году они поженились и всю жизнь жили душа в душу. Лидия Штыкан была ведущей актрисой Александринского драматического театра, но в кино снималась мало («Мусоргский», «Жила-была девочка», «Дорогой мой человек», «Зеленая карета» и др.). Не пересекаясь на театральной сцене, супруги имели множество тем для общения, как на профессиональные темы, так и на другие. В их доме всегда было много гостей, царила весёлая дружеская атмосфера.

В 1957 году у Боярского и Штыкан родилась дочь – Екатерина Боярская. Она не стала актрисой, но выбрала смежную профессию писателя-театроведа. Её перу принадлежит книга «Театральная династия Боярских».

Лидия Петровна Штыкан умерла раньше своего мужа на 6 лет, 11 июня 1982 года.