Ранняя биография
Родился Терренс Малик в 1943 году в американском городке Оттава (штат Иллинойс) в семье Ирэн и Эмиля Малика. Дедушка и бабушка будущего режиссера по линии отца были ассирийцами-христианами, прибывшими в США из Ирана.
Известно, что Малик посещал епископскую школу Святого Стефана в Остине (штат Техас). А после школы он был зачислен на факультет философии Гарвардского университета.
После Гарварда Терренс какое-то время был журналистом. В этом качестве он беседовал с диктатором Гаити Франсуа Дювалье (он же «Папа Док») и провел несколько месяцев в Боливии, где следил за процессом над французским левым философом Режисом Дебре, которого судили за связь с Че Геварой и его отрядом.
В 1969-м он перебрался в Лос-Анджелес и поступил в Американский институт киноискусства. И в том же 1969-м Маликом была снята короткометражка «Lanton Mills».
В начале семидесятых Терренс проявлял себя в Голливуде прежде всего как сценарист. В частности, есть сведения, что он приложил руку к ранней версии сценария полицейского боевика Дона Сигела «Грязный Гарри» (хотя в титрах его не указали).
А в 1972 году на большие экраны появилась кинокартина Стюарта Розенберга «Карманные деньги», и над ее сценарием тоже работал Малик. Однако фильм в конечном счете получил не слишком хорошие сборы и отзывы.
От «Пустошей до «Тонкой красной линии»
Летом 1972-го Малик принялся за съемки первого полнометражного фильма — «Пустоши». Основой для него стала реальная история преступника Чарльза Старквезера и его возлюбленной Кэрил Фьюгейт.
Главные герои этого фильма — юные Кит и Холли (их роли исполняли Мартин Шин и Сисси Спейсек). Они живут в американской глуши и думают, что любят друг друга. Отец Холли не доволен тем, что его дочь видится с Китом, и запрещает им встречаться. Все это в итоге приводит к трагедии — Кит убивает папу своей возлюбленной. А дальше пара пускается в бегство через бескрайние американские пустоши… Впервые картина была продемонстрирована в 1973 году на Нью-Йоркском кинофестивале, после чего о начинающем режиссере сразу заговорили.
Однако следующий фильм Малика появился только через пять лет. Он назывался «Дни жатвы». Этот фильм отличает очень красивая визуальная составляющая. Многие даже указывали на то, что «картинка» здесь в какой-то степени подавляет сюжет. За этот фильм Малик получил приз Каннского фестиваля «За лучшую режиссуру». И это было вовсе не тривиальное событие, ведь в последний раз до Малика кинематографист из США получал подобный приз более 20 лет назад.
После этого оглушительного успеха Малику предложили 1 000 000 долларов за то, чтобы следующий фильм он снял на студии Paramount Pictures. Малик уже начал готовиться к съемкам, но в какой-то момент неожиданно все бросил и уехал в Европу, в Париж. Здесь он стал вести жизнь затворника, предпочитая не общаться с журналистами.
Следующий фильм кинорежиссера — «Тонкая красная линия» — вышел лишь в 1998-м (то есть через двадцать лет после «Дней жатвы»). Фильм снят по одноименному произведению писателя Джеймса Джонса на тему Второй мировой войны. Один из явных плюсов этого масштабного фильма (он, кстати, длится целых 170 минут) — это хороший кастинг. В частности, здесь сыграли Джордж Клуни, Эдриан Броуди и Шон Пенн. Съемки «Тонкой красной линии» проходили по большей части в австралийских лесах и на Соломоновых островах.
Картина получила положительную прессу от критиков и была номинирована на семь премий «Оскар». Причем сам Малик был лично номинирован два раза — как режиссер и как автор сценария. Но ни одной статуэтки ему в итоге не досталось. Зато за эту ленту ему вручили главную награду Берлинского кинофестиваля — «Золотого медведя».
Терренс Малик в 21 веке
Четвертый фильм Малика с названием «Новый свет» был выпущен в 2005 году. Эта картина переносит зрителей в 17 век и рассказывает о первом поселении англичан в Северной Америке, а также о встрече с коренными жителями этих мест — индейцами.
Фильм характеризует неторопливость повествования, а также большое количество живописных кадров. Оператором этого фильма являлся Эммануэль Любецки. И впоследствии он работал с Маликом еще на нескольких картинах.
Следующий проект режиссера — фильм «Древо жизни». Это семейная драма и абстрактная философская притча одновременно. Главный герой здесь вспоминает свое давно ушедшее детство. И через эти воспоминания отчетливо показывается, как маленький ребенок, которому окружающий мир кажется добрым и прекрасным, в первый раз сталкивается с такими вещами, как страдания и смерть… Премьера драмы состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года, где она получила «Золотую пальмовую ветвь». Мало того, «Древо жизни» было номинантом на «Оскар» в трех номинациях — «Лучшая операторская работа», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм».
После этого Малик стал выпускать свои картины значительно чаще. В 2012 году вышел фильм «К чуду». Завязка здесь проста: Нил (Бен Аффлек) и Марина (Ольга Куриленко) состоят в браке, но их отношения переживают кризис. И поэтому они оба заводят романы на стороне. А еще в попытках вернуть былую любовь они обращаются за помощью к священнику… В целом можно сказать, что это еще одна очень поэтичная, почти бессюжетная работа Малика. И, между прочим, далеко не все критики отнеслись к ней благосклонно. Многие ставили ленте в вину ее претенциозность и пафос, говорили о вторичности и банальности некоторых моментов. С другой стороны, нашлись и те, кто посчитал и это творение Малика очень глубоким и мастерским.
В 2015 году на суд публики был представлен новый фильм Малика — «Рыцарь кубков». Главным героем здесь является некий успешный сценарист (его играет Кристиан Бейл), который, несмотря на свой успех, этот герой ощущает себя лишним и пытается отыскать свое место в мире.
Год спустя, в 2016-м, на Венецианском кинофестивале состоялся премьерный показ документального фильма Малика «Путешествие времени». В нем зрителей знакомят с красочной историей Вселенной — от ее зарождения до разрушения. Стоит отметить, что этот фильм существует двух версиях. 40-минутная версия была создана специально для IMAX-кинотеатров и называлась «Voyage of Time: The IMAX Experience». Была сделана также версия для обычных кинотеатров. Ее длительность составляла 90 минут, и она официально имела название «Voyage of Time: Life’s Journey». Следует добавить, что длинная версия была в целом встречена критиками и зрителями менее благосклонно, чем короткая.
В 2017 году Малик вновь обрадовал поклонников своего творчества — на экраны вышла его мелодрама «Песня за песней». В ней рассказывалось о нескольких молодых людях, стремящихся к музыкальной славе, и о запутанных отношениях, возникших между ними. На главных ролях в этой картине были заняты такие знаменитые киноактеры, как Кристиан Бейл, Натали Портман и Райан Гослинг.
И наконец в мае 2019-го состоялась премьера девятого художественного фильма Малика — исторической драмы «Тайная жизнь». Эта драма основана на биографии австрийца Франца Егерштеттера. Он прославился тем, что сознательно и публично отказался от военной службы в Вермахте в годы Второй мировой войны. В результате в 1943 году его казнили. А позднее он был провозглашен мучеником и причислен к лику блаженных. На Каннском фестивале 2019 года этот фильм считался претендентом на Золотую пальмовую ветвь. Но в итоге этой награды удостоилась южнокорейская лента «Паразиты» (режиссер Пон Чжун Хо).
Личная жизнь
Малик не афиширует свою частную жизнь и регулярно отклоняет просьбы об интервью. Но при этом кое-что широкой публике все-таки известно.
С 1970 по 1976 год Терренс Малик был женат на Джилл Джейкс.
В 1980 году в Париже он познакомился с Мишель Мари Моретт, и пять лет спустя женился на ней. Этот брак продлился до 1996 года (причем развод был инициирован именно Маликом).
В 1998-м кинорежиссер в очередной раз связал себя узами брака — на сей раз его женой стала Александра Уоллес, с которой Терренс был знаком еще со времен учебы в школе. Эти отношения продолжаются до сих пор.
А местом проживания Малика на данный момент является техасский городок Остин, где, собственно, прошло детство кинематографиста.