Биография и творчество

Сергей Дмитриевич был старшим ребёнком в многодетной семье Ореховых. Они жили в Москве, отец работал слесарем, а мать – поваром. Сергей появился на свет 23 октября 1935 года, затем родились ещё сестра и два брата. Мальчик был творчески одарённым и очень увлечённым – хорошо рисовал, помимо школы с 14 до 16 лет занимался в цирковом училище. А в возрасте 15-ти лет он начал учиться играть на семиструнной гитаре, и музыка настолько захватила юношу, что стала не просто его профессией, но и всей жизнью. Сначала Сергей вместе с другом пытались освоить инструменты по самоучителю: Сергей – семиструнную гитару, а его друг – баян. Но таких занятий было недостаточно, нужен был опытный наставник – и он нашёлся в лице Владимира Митрофановича Кузнецова, который был довольно известным московским педагогом-репетитором, разработал свою методику преподавания игры на струнных инструментах и написал об этом книгу.

Позднее Орехов занимался в гитарном кружке у гитариста В.М. Ковальского. Сергей обладал потрясающей работоспособностью, мог играть на любимом инструменте по десять часов в день. Кроме семиструнной, молодой человек осваивал также игру на шестиструнной гитаре, поскольку её популярность в советском обществе неуклонно возрастала.

После школы Сергей Орехов был призван на службу в ряды Советской Армии. Службу проходил в Ленинграде, был радистом. Всё свободное время он посвящал игре на гитаре, и командование его даже посылало на различные конкурсы, где он неизменно побеждал. Он выходил на сцену в солдатской форме вместо смокинга, и поначалу его даже никто всерьёз не воспринимал, но стоило ему начать играть, все слушатели и жюри приходили в полный восторг.

И всё же годы армейской службы сыграли негативную роль в судьбе Орехова: однажды он переохладился и заработал сильнейшую простуду с осложнением на руки. Его положили в госпиталь, где он проходил длительный курс лечения от полиартрита, затем его даже комиссовали. Начался процесс реабилитации и разработки рук, но до конца музыкант так и не излечился – всю оставшуюся жизнь он играл на гитаре, превозмогая боль. Но иначе он не мог, он просто не мыслил себя без музыки и без любимого инструмента.

Вернувшись из армии, Сергей Орехов на протяжении двух лет получал образование в Музыкальном училище имени Генсиных, а затем началась его активная концертная деятельность, в которой явно прослеживаются два направления: сольное исполнение и аккомпаниаторство. Как солист он исполнял классические произведения для семиструнной гитары, обработки русских народных песен и романсов.

Как аккомпаниатор Орехов работал со многими известными вокалистами, также исполнявшими романсы и песни. С 1956 года Орехов устроился в Москонцерт и начал выступать вместе с Раисой Жемчужной, выдающейся исполнительницей цыганских романсов. Их сотрудничество продолжалось семь лет – вплоть до ухода Жемчужной на заслуженный отдых. А в 1963 году Сергей Орехов познакомился с певицей Надеждой Андреевной Тишининовой, которая в дальнейшем стала не только его партнёршей на сцене, но и спутницей жизни. Вместе с ней Орехов готовил большие концертные программы, в которых он исполнял сольные номера, а также аккомпанировал своей жене; иногда в концерте участвовало несколько аккомпаниаторов, поскольку Орехову было трудно играть на протяжении всей программы.

Кроме Тишининовой, Сергей Орехов выступал и с другими исполнителями. Так, многолетняя дружба и сотрудничество связывали его с Николаем Ивановичем Эрденко – цыганским певцом и скрипачом, который в 24 года был приглашён на должность музыкального руководителя Цыганского театра «Ромэн». В 1980-м году в рамках этого театра Эрденко создал цыганский молодёжный джазовый ансамбль «Джанг», с которым Сергей Орехов отыграл множество концертов, а также принимал участие в театральных постановках. Цыганские музыканты очень высоко ценили гитарное мастерство и эмоциональное исполнение Орехова.

В 80-е годы Сергей Дмитриевич выступал дуэтом с гитаристом Алексеем Павловичем Перфильевым, с певцом и композитором Анатолием Викторовичем Шамардиным, а также с известным балалаечником и гитаристом Валерием Павловичем Минеевым. Ему довелось аккомпанировать Александру Вертинскому, Галине Каревой, цыганским певицам Татьяне Филимоновой и Софье Тимофеевой. Тёплая дружба связывала семью Орехова-Тишининой с выдающимся певцом Вадимом Козиным, который в 1945-м году был осуждён и сослан в Магадан. Приезжая с гастролями на Колыму, Орехов с супругой обязательно навещали Козина, совместно музицировали. Сохранились аудиозаписи, где Сергей Орехов аккомпанирует на гитаре Козину, который поет и играет на рояле.

Однако многие музыканты, выступавшие с Ореховым, жаловались на некоторые трудности в работе с гитаристом: он порой так погружался в музыку и увлекался импровизацией, что забывал о партнёрах. Он вообще жил в музыке: она постоянно звучала у него в голове, он сочинял всё новые и новые обработки и вариации песен и романсов. Во время исполнения Орехов закрывал глаза, и у слушателей создавалось впечатление, что он играет, не только руками, но и лицом, и всем телом.

Невероятная работоспособность музыканта подорвала его здоровье: вместо того чтобы прислушаться к советам врачей и просьбам жены отдохнуть и подлечить сердце, Орехов нагружал себя работой. И даже умер он от сердечного приступа во время репетиции с балалаечником Валерием Минеевым. Это произошло на 63-году жизни музыканта, 19 августа 1998 года. Похоронили Сергея Дмитриевича в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

Личная жизнь

Супруга Сергея Дмитриевича Орехова – певица Надежда Андреевна Тишининова – родом из Белгорода. Они познакомились в гостях у общих друзей, когда Орехову было 28 лет. Девушка была заворожена личностью и, особенно, мастерством молодого гитариста, который весь вечер исполнял классические произведения и романсы. Ей казалось, что играет не один музыкант, а целый оркестр. С этого момента молодых людей связала не только любовь, но и совместное творчество. Супруги прожили вместе 33 года – до самой смерти гитариста. Детей в браке не было. Надежда Тишининова пережила мужа всего на четыре года, и всё это недолгое время она могла думать и говорить только о своём горячо любимом супруге.

 

Карьера

Сергей Дмитриевич Орехов, будучи выдающимся гитаристом-семиструнником, так и не дождался официального признания органами власти, не получил никаких государственных наград и званий. Его крайне редко снимали для телевидения, но зато он объездил с концертами весь Советский Союз и много зарубежных стран. На гастроли по стране с ним часто выезжала супруга Надежда Тишининова. Вместе с другими музыкантами они давали по 2-3 концерта за день, собирая полные залы поклонников. За границей Орехов был в Югославии, Германии, Польше, где очень успешно выступил на фестивале. Далее последовали приглашения во Францию, США, Грецию и другие страны. Он был невероятно любим молодыми музыкантами во всём мире, очень многие стремились попасть на его концерты, даже если он исполнял всего одно или два сольных произведения. Однажды в СССР приехал с гастролями знаменитый испанский гитарист Пако де Люсия, и когда у него поинтересовались – с кем из советских музыкантов он хотел бы пообщаться, де Люсия сказал: «Мне нужен только Орехов!».

В 1985-м году на фирме «Мелодия» Сергеем Ореховым совместно с другим гитаристом Алексеем Перфильевым была записана единственная пластинка «Гитара семиструнная» (обработки и переложения). Кроме того, были сделаны записи его исполнения в Париже. А в США были изданы ноты с переложениями для гитары старинных русских романсов – в частности, «Ямщик» и другие.

Сергей Орехов пробовал себя и как композитор: сочинял небольшие пьесы – этюды, вальсы, мазурки, но в большинстве своём музыкант делал обработки или создавал вариации популярных песен и романсов – «Я встретил Вас», «Хризантемы», «Только раз бывают в жизни встречи», «Подмосковные вечера», «Синий платочек» и другие.

Ещё одним направлением деятельности Орехова было переложение музыкальных произведений между семиструнной и шестиструнной гитарами. Музыкант одинаково виртуозно владел техникой исполнения как на одной, так и на другой гитаре, хотя душа его, безусловно, лежала к семиструнной – именно её он считал истинно русским инструментом, способным передать все черты национальной культуры. Тем не менее, он понимал, что шестиструнная гитара становится всё более и более популярной, и стремился как можно больше расширить её репертуар.