Сутью такой деятельности является руководство и управление людьми с использованием определенных правил, приемов и методов. Любая организаторская деятельность направлена на создание механизма управления элементами организационных систем для решения поставленных задач и достижения определенных целей.
Деятельность или маркетинг может осуществляться любой общностью людей, коллективом, предприятием, фирмой. Они представляют собой единое целое в процессе взаимодействия с другими организациями, во главе стоит субъект управления — руководитель. Основу организаторской деятельности составляет система качеств субъекта управления, его организаторские способности, в том числе:
- целеполагающая функция
- административная функция
- коммуникативно-регулирующая функция
- дисциплинарная функция
- экспертно-консультативная функция
- психотерапевтическая функция
- функция представительства.
Гармоничное развитие деятельности предприятия зависит от осознания и выполнения каждым его членом своих основных функций, прав и обязанностей.
Виды организаторской деятельности
В современном маркетинге существует три основополагающих вида организаторской деятельности:
- выработка решений
- разработка и создание программ и планов
- структурирование и обеспечение функционирования коллектива предприятия.
В качестве основных можно указать организацию состояния объекта управления и организацию процессов. Первый вид предполагает структурирование предприятия, а второй – особенности использования данных структур по прямому назначению.
Субъекты организаторской деятельности
Организаторская деятельность осуществляется объектами и субъектами, имеющими возможность принимать решения и участвовать в управлении предприятием или организацией. В качестве субъекта выступает отдельный элемент предприятия или подсистема, входящая в структуру системы управления. Это может быть как один член коллектива, так и его группа. Субъект уполномочен оказывать управляющее воздействие, принимать решения и осуществлять общее руководство предприятием.
Один и тот же субъект управления может быть как руководителем компании, так и входить в его среднее звено, то есть одновременно являться и объектом управления. Полномочия субъекта управления зафиксированы в основных положениях предприятия, а также в должностных инструкциях.
Формы организаторской деятельности
Организаторская деятельность формировалась на протяжении длительного времени, поэтому получила множество форм управления. Так, наиболее распространенными являются коллективная и индивидуальная форма. Одной из самых древних видов коллектива является семья. Впоследствии на основе данной ячейки общества развились и другие организационные структуры, а именно: поселение, община, нация, государство, а также различные организационные объединения.
На основе принципов об управлении возникли и существуют четыре формы организаторской деятельности:
- тоталитарная
- авторитарная
- демократическая
- рыночная.
Из всех форм наиболее распространенной считается коллективная (рыночная) форма управления. Её принципом является естественная организация процесса, которая развивается в соответствии с закономерностями внутреннего развития предприятия.
Принципы организаторской деятельности
Каждая организация соблюдает основные законы, позволяющие ей добиться определенных результатов своей деятельности. Руководитель при организации деятельности предприятия руководствуется основополагающими принципами:
- принципом управления
- принципом рационализма
- принципом планомерности
- принципом человеческих отношений.
Однако незыблемым принципом для любого разумного руководителя является принцип уважения и соблюдения прав человека.
Психология организаторской деятельности
Руководитель предприятия или организации должен не только обладать организаторскими способностями, но и знать основы психологии организаторской деятельности. К ним можно отнести:
- организаторские знания
- организаторские умения и навыки
- коммуникативную компетентность
- способность разбираться в качествах подчиненных
- способность взаимодействовать со всеми членами коллектива.
Таким образом, организаторская деятельность напрямую зависит от организаторских способностей современного руководителя, его умения воздействовать на других людей, а также умения уделять внимание тонкостям взаимоотношений руководителя и подчиненных, а также всех членов коллектива.