Детство и юность
Евгения родилась в 1978 году в Москве. Ее отец Виталий Григорьевич - горный инженер, занимался разведкой полезных ископаемых. Женя была старшим ребенком в многодетной семье, поэтому рано начала трудиться, чтобы помочь родителям. Ее юность пришлась на 90-е годы, которые стали переломным этапом в жизни страны.
В 1991-м Евгения пришла в театр-студию «ОАЗИС», которой руководила поэт и драматург Инна Заграевская. На протяжении 3-х лет девушка участвовала в постановках коллектива, играла в спектаклях «Русалочка», «Наследник», «Перо белое – перо черное», «Цветок огня».
В 1995-м Середа поступила на 1 курс Московского педагогического института имени Ленина, параллельно получала там же режиссерское образование. По ее словам, театральный опыт помог ей сформировать отличительную манеру преподавания. Евгения научилась, как легко зажигать учеников, но и самой на выгорать дотла.
Верность профессии
Университет привил выпускнице неугасаемую любовь и огромное уважение к учительской профессии. Преподавательская деятельность увлекла ее с 1-го курса, ей она остается верной по сей день.
В 2000 году Середа представила университет на городском конкурсе «Учитель года Москвы» в номинации «Дебют». Девушка успешно преодолела все этапы и вышла в финал состязания.
Евгения имеет не только многолетний опыт работы школьным учителем, начиная с 2004 года она занимает должность старшего преподавателя Военной академии МО России. Педагог постоянно совершенствует мастерство и обновляет собственную методическую копилку. Эта привычка появилась у нее еще в годы учебы, во время прохождения вузовской практики. В какой-то момент, когда кажется, что потолок достигнут, очень важно подниматься на новый уровень и расти ввысь. Раздвинуть границы помогают мастер-классы и доступ к новым технологиям. Информационной компетенции учащихся сегодня уделяется большое внимание, ведь на самом деле способы формирования приемов просты, но очень эффективны. На базе интернет-школы «Просвещение» Середа создала несколько электронных модулей по предмету «Русский язык» в рамках заказа Федерального агентства по образованию. Для учеников 9-х классов она разработала модули для осуществления дистанционного обучения.
Интеграция наук
Многие годы педагогической карьеры Евгения отдала учебно-воспитательному центу «Пенаты». В этот период вышли десятки ее монографий, посвященных интеграции естественных и гуманитарных наук. Когда будущий преподаватель пришла на филологический факультет, литература была ее любимым предметом. Но преподаватели раскрыли студентке, что всю яркость русского языка невозможно постичь в отрыве от других наук. Интеграция к естественным наукам создает целостную картину мира. К примеру, не зная написания названий населенных пунктов, географ не сможет найти их на карте.
Путешествия Евгении вместе со своими учениками по стране открыли им многообразие русского языка. Например, в Татарстане встречаются жители, которые говорят грамотнее, чем в столице, а такого красивого, напевного говора, как в Вологде, не встретишь нигде. Путешествия по миру показали, что английский язык теряет свою монополию и перестает давить на русский язык.
Научная деятельность
Еще в студенчестве Евгению увлекло изучения современного русского языка, в частности морфологии. Наиболее дискуссионным вопросом в грамматике речи оказалось междометие. Место этой части речи в общей классификации и ее взаимодействие в современной системе филологии посвящены кандидатская и докторская диссертации Середы. Отдельный раздел отведен постановке знаков препинания при междометиях. Значительным вкладом в изучение вопроса стало соответствующее учебное пособие, которое вышло в 2013 году. Книга предназначена не только для студентов-лингвистов, но и учителей-словесников. Материал подкреплен из художественной литературы, современной поэзии и разговорной речи.
Середу уже много лет отличает интерес к древним языкам и языкознанию. Одним из направлений собственных научных изысканий она выбрала церковнославянский язык. Методики знаменитого российского лингвиста Александра Камчатнова она адаптировала для воскресных церковно-приходских школ. Евгения сама преподавала эту дисциплину в одном из столичных учебных заведений и пела в церковном хоре.
Журналист и поэт
В стенах педагогического вуза у Середы проснулся интерес к журналистике. Она окончила вечернее отделение Факультета дополнительного образования по этой специальности, а затем успешно совмещала основную деятельность с журналистским творчеством. Сотрудничала с периодическими изданиями: «Учительская газета», «Педагогический университет», ИД «Первое сентября». В начале 2000-х Евгения преподавала в Высшей школе управления курс по теории и практике массовой информации.
Посетители интернет портала Стихи.ру с интересом знакомятся с поэтическими работами Евгении, большая часть которых представляют собой философскую и любовную лирику.
Чистота русского языка
Сегодня редкий преподаватель словесности способен не морщась пройти мимо группы подростков, речь которой состоит из сплошных междометий и слов-паразитов. Немалую роль в этом играют и «англо-американские вкрапления». Невольно приходит на ум Эллочка Людоедка из романа Ильфа и Петрова. Времени, отведенного в отечественных школах для изучения междометий, катастрофически не хватает. Часть тем проходят «галопом по Европам», отсюда формальные и лингвистические проблемы. Евгения Середа посвящает данным вопросам немалую часть своей биографии. Она выступает с докладами и создает новые монографии. На ее взгляд, именно междометия вносят в речь, особенно в молодежную, живость и экспрессию, поэтому требуют внимания и изучения.
Именитый лингвист и педагог считает, что в школьных ЕГЭ присутствуют плюсы и минусы. Сегодня под одну планку подгоняют всех – технарей и гуманитариев. Но Евгения Витальевна воспринимает это как данность и считает своей задачей – помочь детям с этим справиться.