Необыкновенная способность к восприятию внешнего мира и перевоплощению в полной мере выразилась в творческой деятельности Юрия Богатырева. Талантливый актер кроме своей непосредственной профессии известен и как интересный литератор-прозаик, и как художник-портретист. А в искусстве лицедейства он прекрасно входил в комедийные и драматические образы своих персонажей.
В 1988 году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. И только после этого события он стал счастливым обладателем «однушки» на Гиляровского. Не все поклонники этого необыкновенно одаренного актера представляют сегодня в полной мере всю тяжесть и трагичность его профессиональной и личной жизни. Ведь у Юрия Богатырева было достаточно много недоброжелателей и завистников, которые не могли смириться с его высокой популярностью и даже «необремененным одиночеством». Примечательно, что в свое время он считался одним из самых богатых актеров страны.
Краткая биография
2 марта 1947 года в Риге в семье военного моряка и домохозяйки появился на свет будущий кумир миллионов поклонников. Через некоторое время родители вместе с сыном переехали в Ленинград, а оттуда и в Москву. С самого детства Юра отличался от своих сверстников нежностью и изяществом, а также дружбой с девочками, отчего его называли «девчоночником». А в школьные годы он регулярно занимался самодеятельностью и принимал активное участие в театральных постановках.
Способный мальчик самостоятельно мастерил кукол и занавес, занимался распределением ролей между подружками. Кроме того, он постоянно рисовал. Именно это свое призвание молодой живописец решил реализовывать в первую очередь, поступив после 8-го класса средней школы в художественное училище. А на одном из выездов на отработку лесных этюдов со своей группой он познакомился с начинающими актерами из театра-студии «Глобус». Это и стало причиной его последующего поступления в легендарную «Щуку».
После окончания театрального вуза Богатырев вошел в состав труппы «Современника», где выходил на одну сцену с ровесниками Райкиным и Фокиным. В коллективе Юрия приняли очень тепло и радушно, сразу же распознав в нем талантливого лицедея, которому была свойственна особенная ирония, считавшаяся редким актерским дарованием.
А в 1970 году молодой артист дебютировал в кинематографе с второстепенной роли в картине Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А по-настоящему популярным Юрий Богатырев стал после выхода на экраны нашумевшего фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), где он талантливо перевоплотился в образ красноармейца Шилова.
Личная жизнь
Изумительная творческая карьера является полной противоположностью реализации Юрия Богатырева в романтическом аспекте жизни. Коллеги по театральной сцене и съемочным площадкам отмечали его особенную влюбчивость и пылкость характера. Его сердце начинало усиленно выстукивать мелодию любви при виде Елены Соловей, Ольги Яковлевой, Анастасии Вертинской и Светланы Крючковой. Причем каждую из них он прекрасно представлял в качестве своей жены. А с Ией Саввиной их объединяли не только общая профессия и платоническая любовь, но даже и сами звезды, ведь они отмечали свои дни рождения в одно время.
Неустроенность в личной жизни, связанная с физиологическими особенностями и моральными установками советской эпохи, оборачивалась для популярного актера частыми депрессиями. Свою гомосексуальную наклонность, обнаруженную в уже довольно серьезном возрасте, Богатырев считал настоящим наказанием и очень болезненно переносил. Это выражалось в частых запоях и глупых поступках, о которых он впоследствии сильно жалел.
Однако даже при всей своей «странности» Юрий сочетался браком с актрисой Надеждой Серая. Но многие и сегодня считают этот семейный союз фикцией, которую Богатырев совершил, желая помочь своей подруге, попавшей в сложную жизненную ситуацию. Дело в том, что будущая супруга после скандального расторжения брака с режиссером Михаилом Хусейном по существующим правовым нормам должна была покинуть общежитие и столицу. И только брак женщины с москвичом мог спасти ее тяжелое положение.
Не желая афишировать этот «необычный» брак, молодожены даже не поставили в известность своих самых близких людей. Причем такую таинственность событиям они придали по настоянию именно Надежды. А в связи с жилищными проблемами пара так и не съехалась до конца жизни супруга. Кстати, через некоторое время их чувства охладились, и отношения на практике вовсе прекратились. А когда мать Юрия после его смерти увидела соответствующий штамп в паспорте, то это обстоятельство сама Серая объяснила чисто деловой стороной их отношений.
Смерть Юрия Богатырева
В последние годы жизни популярный артист особенно сосредоточился на работе. Он часто выходил на сцену и съемочную площадку, много рисовал. А в самом начале 1989 года Юрий Богатырев стал готовить свою дебютную выставку персональных художественных картин, которая должна была начаться 6 февраля в Бахрушинском музее. По роковому стечению обстоятельств именно в этот день столица прощалась с любимым актером.
Впоследствии выставка художественных работ все-таки состоялась. Только это произошло уже не в Москве, а в Ленинграде. А в настоящее время она проходит в Самаре. Кстати, Богатырев планировался на роль генерала Радова в «Сибирском цирюльнике», но роковая судьба все срежиссировала на свой манер.
А само трагическое событие случилось из-за «обмывания» в дружеской компании очень крупного гонорара за участие в фильме «Очи черные». А когда вечером ему стало плохо из-за сердечного приступа, приехавшая бригада «скорой помощи», возглавляемая почему-то не врачом, а фельдшером, ввела ему недопустимый в его случае лекарственный препарат. В результате остановки сердца в возрасте 41 года ушел из жизни талантливейший человек своего времени.
А после трагедии из квартиры народного любимца пропала крупная сумма денег, полученная им в качестве гонорара, ставшего причиной этого фатального торжества. Причем вместе с купюрами исчезли и картины Богатырева, судьба которых до сих пор неизвестна. Таким образом, его художественное наследие сейчас составляет лишь малую часть, оставшуюся в Музее Бахрушина и частных коллекциях друзей, от общего объема творчества.