Русский музей стал сегодня настоящим пристанищем для большей части творческого наследия Казимира Малевича, не разошедшегося по частным коллекциям. Здесь можно познакомиться с работами отечественного реформатора и педагога, которые относятся, как к раннему периоду его творчества, так и ко времени художественной деятельности зрелого и сформировавшегося авангардиста. Причем кисть мастера на них можно только с большой натяжкой ассоциировать с наиболее известной в мире картиной «Черный квадрат».
Примечательно, что по завещанию Казимира Севериновича кремация его тела после смерти в 1935 году была произведена в Ленинграде в супрематическом гробу, изготовленном в форме креста.
Исторические сведения
Казимир Малевич появился на свет в 1879 году в Киеве. По его художественным работам можно очень хорошо понять состояние общества в начале прошлого столетия. Со слов самого художника, его дебютные выставки картин проходили уже в 1898 году в Курске. А в 1905 году он предпринял неудачную попытку поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В это время его жена Казимира Зглейц с детьми осталась жить в Курске, а глава семейства решил даже после провала на экзаменах не возвращаться назад, а попытать счастья в художественной коммуне, расположенной в Лефортово.
Живя в большом коллективе, состоявшем из 300 мастеров кисти, в доме художника Курдюмова в течение полугода, Малевич пытался сэкономить на бытовых издержках. Однако через 6 месяцев даже такой скромной жизни он истратил все свои сбережения и вынужден был вернуться в Курск. И только в 1907 году Казимир смог перебраться в Москву на постоянное жительство. В это время он начал посещать занятия знаменитого художника Федора Рерберга. А в 1910 году его уровень мастерства уже позволил выставляться в галереях творческого объединения «Бубновый валет», где были представлены работы отечественных авангардистов.
Супрематическая композиция
Картина, написанная на холсте маслом и названная «Суперматическая композиция», была представлена столичной публике на обозрение в 1916 году, когда имя Малевича уже было
хорошо известно в творческих кругах. Интересно, что в 2008 году на аукционе «Сотбис» она была реализована наследниками автора по цене 60 млн долларов США. До сих пор это полотно является самым дорогим с коммерческой точки зрения творением прославленного художника.
История этой картины включает и такое памятное событие, как берлинская выставка в 1927 году, где ее представлял сам Малевич. Примечательно, что из-за невозможности продления визы советской стороной художник прервал тогда свою творческую командировку и вернулся на Родину. Около 70 картин пришлось оставить на попечение немецкого архитектора Гуго Херинга.
А так как владельца этих полотен больше не выпустили заграницу, то через некоторое время ответственный хранитель передал их амстердамскому музею искусств на коммерческих условиях.
Наследники Малевича впоследствии не оставили своих надежд вернуть эти картины путем судебных разбирательств. Однако все попытки в советское время были безуспешны. И только в 2002 году во время выставки 14 работ из общей коллекции в США (музее Гуггенхайма) американское гражданство потомков прославленного художника позволило в досудебном порядке вернуть часть из них. В результате только 5 полотен из общего числа были возвращены настоящим владельцам. Причем их соглашение с музеем из Нидерландов подразумевает полное исключение дальнейших претензий на право собственности всей коллекции.
Черный квадрат
Работа Малевича «Черный квадрат», написанная в 1915 году, является самым известным в мире произведением, вышедшим из-под его кисти, и входит в тематическую коллекцию, посвященную супрематизму. Исследуя композиционные сочетания света и геометрии, он развил этот аспект до триптиха, в который также вошли «Черный крест» и «Черный круг».
Создание этого произведения было приурочено к выставке футуристов «0,10». Причем картина была размещена наподобие иконы в деревенской избе, в так называемом, «красном углу», чтобы особенным образом выделить ее из всей представленной композиции. До сих пор эту работу Малевича считают самой мистической и жуткой во всей истории живописи в нашей стране.
А весь триптих, описывающий главные супрематические формы (квадрат, крест и круг), стал фундаментальным уложением общей системы супрематизма. Из них выходят прочие формы этого вида авангардного искусства. Исследователи работ Малевича регулярно не оставляют своих попыток разобраться в первом варианте картины. В этой связи в 2015 году на основании рентгеноскопии удалось выделить 2 дополнительных цветных изображения. Таким образом, в основании холста была изображена кубофутуристическая композиция, на нее нанесена простосупрематическая, а сверху наложено изображение квадрата черного цвета.
Кроме того, на полотне имеется надпись «Битва негров в темной пещере», укрытая под верхним слоем краски. В этом смысле исследователи проводят аналогию с монохромной картиной Альфонса Алле, написанной в 1882 году, и объясняют название самой выставки, где была представлена работа изначально. Они трактуют число «10» в качестве количества участников, а «0» принимают за конечный исход всего сущего в философском понимании бытия.
Три квадрата
Геометрия квадрата всегда очень серьезно привлекала художника. Он даже с формой «Черного квадрата» успел немало поэкспериментировать, создав изначально треугольник, а потом изменив его на четырехугольник с нарушенной геометрией прямых углов. Специалисты считают это не небрежностью автора, а именно способом создания идеальной пропорции в фигуре, которая должна воплощать собой динамику и подвижность.
Кроме известного всем «Черного квадрата» Малевич написал еще «Красный квадрат» и «Белый квадрат». Причем первую из указанных работ он также представил на выставке авангардистов «0,10».
Мистический супрематизм
Художественная работа «Мистический супрематизм» была написана в период с 1920 года по 1922 год. У нее имеется и другое название – «Черный крест на красном овале». Полотно выполнено на холсте масляными красками.
На аукционе «Сотбис» данная картина была оценена в 37 000 долларов США. Ее судьба полностью повторяет историю «Супрематической конструкции». Оба полотна в свое время оказались выставленными в экспозиции амстердамского музея искусств.
Супрематизм. 18 конструкция
Данная картина была написана в 1915 году. А в 2015 году за 34 млн долларов США она была продана наследниками Малевича в частную коллекцию на аукционе «Сотбис».
Супрематическая композиция
Картина была написана в период с 1919 года по 1920 год. В 2000 году ее стоимость на аукционе «Филлипс» составила 17 млн. долларов США.
История данного полотна после 1935 года, когда пришедшие к власти в Германии нацисты не жаловали искусство абстракционизма, связана со срочным пересечением им Атлантики. Долгие годы картина украшала экспозицию «Кубизм и абстрактное искусство» в нью-йоркском музее искусств. А в 1999 году она перешла к наследникам вместе с еще несколькими графическими работами Малевича.
Автопортрет художника
Собственный портрет Малевич изобразил на холсте в 1910 году. Всего у художника имеется три автопортрета, написанных в этот период творчества. Две работы сегодня находятся в составе экспозиции Третьяковской галереи, а третья была продана на лондонском аукционе «Кристи» в 2004 году за 162 000 фунтов стерлингов.
Интересно, что на аукционе в «Сотбис» в 2015 году эта картина известного художника уже была оценена в 9 млн долларов США.
Голова крестьянина
Картина «Голова крестьянина» (1911) очень показательна в качестве примера для установления общей тенденции развития творчества отечественного художника.
В 2014 году она была продана на лондонском аукционе «Сотбис». Ее стоимость тогда составила 3,5 млн долларов США. А перед этим история данного полотна была связана с выставкой «Ослиный хвост» (1912), галереей в Берлине (1927), владением Гуго Херингом, его женой и дочерью, а также продажей в частную коллекцию в 1975 году.