Детство и юность
Фотогеничная внешность и хорошая память не помешают человеку, который желает стать профессиональным актером. Еще от него требуется покладистый характер и способности находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Разумеется, ему необходимо обладать талантом к перевоплощению. Александр Яковлевич Дик появился на свет 1 декабря 1949 года в обычной советской семье. Родители проживали в городе Душанбе. Отец работал прорабом в строительной организации. Мать служила администратором в русском драматическом театре.
В повседневной суете часто случалось так, что мать брала мальчика с собой в театр. Маленький Саша знал все лестницы и закоулки в старом и большом здании. Днем он встречался с обычными людьми, которые угощали его конфетами и пряниками. По вечерам будущий актер наблюдал за событиями, происходящими на сцене. Таким способом Александр приобщался к творчеству и театральному быту. Когда при театре открылась драматическая студия, он одним из первых изъявил желание заниматься в ней. В студию приходили девчонки и мальчишки не только из городских школ, но и из ближайших сельских поселений.
Дику нравилась театральная обстановка. В спектаклях, которые ставились силами начинающих актеров, он играл любые роли, доставшиеся ему. Работа с молодежью в студии была поставлена должным образом. Ребята и девчата обучались основам хореографии и осваивали музыкальную грамоту. Природная пластика и великолепная координация движений выделяла Дика из членов студии. В процессе занятий выяснилось, что Александр обладает приличным голосом и хорошо поет. Как показала практика, Дик один из многих молодых людей, выбрал для себя профессию актера.
Дело в том, что Александра увидел на сцене один известный актер из Москвы. И не просто увидел, но и убедил юношу посвятить свою жизнь театру. Окончив школу Дик приехал в столицу Советского Союза, чтобы получить профильное образование. Он блестяще выдержал все испытания и поступил в знаменитую школу-студию МХАТ. В рамках существующей традиции студентов привлекали к участию в спектаклях театра. На такие постановки специально приходили режиссеры из других театров и киностудий, чтобы «присматривать» для себя будущих исполнителей.
На театральной сцене
В 1970 году Александр Дик получил диплом и поступил на службу в Московский Художественный театр. Важно отметить, что на тот момент театральная общественность столицы переживала этап обновления и трансформации. Режиссеры-новаторы Олег Ефремов и Татьяна Доронина формировали новую концепцию театрального искусства. Ситуация для молодого актера сложилась не очень приятная. Ефремов не видел в нем потенциала для исполнения главных ролей. Зато Доронина пригласила Дика в МХАТ имени Горького, где она заняла должность главного режиссера.
Репертуар театра формировался на основе произведений классиков мировой и русской литературы. Это значит, что в прошлые времена в спектаклях блистали неподражаемые корифеи сцены. Александру пришлось заочно соревноваться с актерами, портреты которых украшали стены театра. В пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» он представил персону Глумова так же убедительно, как и шестьдесят лет назад. Подобных примеров и сравнений можно привести много.
При очередной «смене курса» Александр насколько лет выступал на сцене театра «Сфера». В начале 90-х годов его пригласили на службу в труппу театра Российской Армии. Коллектив встретил «новичка» спокойно. Коллеги увидели в нем скорее соратника, чем конкурента. Здесь на сцене, как и раньше, представляли «Маскарад», «Волки и овцы», «На дне». Дик оказался не только «в теме», но и в хорошей форме. Он демонстрировал высочайшую технику исполнения. Благодаря этому Александра Яковлевича регулярно приглашали на преподавательскую работу.
Роли в кино
Актерская карьера Александра Дика складывалась успешно. Параллельно с работой в театре, он успевал сниматься в кино. Первая картина, в которой его заметили и зрители, и критики называлась «Опасный поворот». Затем последовали и новые приглашения. Дик добросовестно отработал в фильмах «Отец Сергий», «Кольцо из Амстердама», «Смерть на взлете».
Важно отметить, что актер с равной достоверностью представлял на экране и злодеев, и хороших людей. Дик убедительно сыграл своих персонажей и в комедии «Одна на миллион», и в детективе «Ваши пальцы пахнут ладаном». Приглашали его и сериал «Марш Турецкого».
Причуды личной жизни
У публичного человека личная жизнь всегда на виду. Таков закон социума. Александр Дик вступил в супружеские отношения будучи молодым человеком. Будущие муж и жена служили в одном театре. В рабочей обстановке и зародились чувства юноши и зрелой женщины. Кюнна Игнатова была на пятнадцать лет старше своего супруга. Эта дистанция не послужила препятствием к регистрации брака.
Интересно отметить, что Александра с юных лет привлекали девушки и женщины старше его по возрасту. У мужчин такая психологическая особенность встречается не так уж и редко. В данном случае семейная жизнь, что называется, не задалась. Супруги часто ссорились и это наблюдали коллеги. У Кюнны был сын от первого брака, с которым у Дика не сложились отношения.
В 1988 году супруга скончалась. Через некоторое время Александр женился во второй раз. Он всегда отзывается о Кюнне положительно и ухаживает за ее могилой.
- Александр Дик