Работу костюмера можно назвать основополагающей для любого фильма. Его задача в том, чтобы подготовить особую атмосферу. Актер, надевая созданный костюм, должен чувствовать себя "как дома" — только так он сможет передать весь замысел режиссера и сценариста.

Биография

Наталья Полях появилась на свет 24 февраля 1945 года в городе Черновцы (Украинская ССР). 

Свою будущую профессию — художник по костюмам — она выбрала, обучаясь в театрально-художественном техникуме. Впоследствии в своей творческой деятельности часто работала над созданием исторических костюмов для кино, спектаклей, телесериалов.

В ее активе есть совместные работы с киностудией им. Горького и известными режиссерами: Л. Кулиджановым, С. Герасимовым, Г. Юнгвальд-Хилькевичем и другими.

В качестве ассистента художника по костюмам Полях работала над картинами"Карл Маркс. Молодые годы" (СССР-ГДР), а также "Петр Великий" (США). 

К слову, "Петр Великий" стал первым иностранным сериалом, снятым на территории СССР. Для него было сшито более 5000 костюмов, а общий бюджет сериала составил 27 млн долларов.

Творчество

Любой кинофильм воздействует на зрителя не только сюжетной линией и подбором актеров. С помощью правильно подобранных и воссозданных костюмов смысл всей картины лучше доносится зрителю, раскрывается характер каждого героя.

Художники по костюмам обычно входят в творческую группу фильма или спектакля, потому их работа начинается с чтения всего сценария. В процессе создания приходится общаться со многими людьми: режиссером, гримерами, актерами и другими участниками процесса. 

Кадр из фильма "Русский бунт"

Работы Натальи Полях всегда отличались фантастической точностью. Ее костюмы были продуманы до мелочей, случайных деталей или цветовых решений никогда не было. Все подчинялось общей концепции, которую задавали режиссер и сценарист. Стоит только посмотреть российские фильмы "Ричард Львиное Сердце", "Возвращение мушкетеров", "Россия молодая", "Королева Марго".

В творчестве Натальи Полях есть и работы по сказкам. Например, она стала автором костюмов для фильма "Сверчок за очагом" и "Дюймовочка". Костюмы главных героев передают особую теплоту и нежность. А сама Наталья Борисовна называла персонажей из "Дюймовочки" не иначе как "жабики" или "жучки", что передает ее трепетное отношение к процессу.

Кадр из фильма "Дюймовочка"

Эскиз Натальи Полях к костюму из фильма "Дюймовочка".

Работала Наталья Борисовна в то время, когда интернета еще не было. Поэтому ей приходилось сутками просиживать в Театральной библиотеке, собирая по крупицам информацию о каждом герое. Ведь кроме исторической точности нужно еще и подчеркнуть характер каждого персонажа. Например, мужественность этих героев подчеркивают цвет и фактура костюмов.

Образ графа де Бюсси в исполнении Александра Домогарова.

А здесь бархат винного цвета подчеркивает агрессию, к которой был склонен герцог Анжуйский.

Герцог Анжуйский (актер К. Казаков)

Не менее впечатляют женские образы.

 

Еще один нюанс работы художников по костюмам в то время — отсутствие широкого ассортимента тканей, фурнитуры, отделочных материалов. Наталье Полях приходилось много придумывать и изобретать, перекрашивать и приспосабливать вещицы под нужды костюма.

Среди череды исторических фильмов, над которыми работала Н. Полях, выделяется культовый советский фильм "Маленькая Вера" (1988). Эти костюмы тоже воплотила в жизнь Наталья Борисовна.

 

Последней работой Натальи Полях стал фильм"Возвращение мушкетеров". Но до его премьеры она не дожила. Наталья Полях умерла в 63 года, 24 ноября 2008 года.

Актерский состав фильма "Возвращение мушкетеров" в костюмах Натальи Полях.

 

Награды

Н. Полях стала лауреатом двух премий"Ника". В 1993 году награды за работу художника по костюмам был удостоен фильм "Ричард Львиное Сердце". В 2001 году отметили картину"Русский бунт".

Работа Натальи Борисовны над историческими образами в сериале "Петр Великий" (1985) была удостоена диплома премии "Эмми".

Исторические фильмы иногда называют "костюмными фильмами", что отражает большую заслугу художников по костюмам. Вклад Натальи Полях в этой области трудно оценить полноценно — большинство зрителей даже не задумываются о том, сколько труда вкладывает художник по костюмам в работу над фильмом. Сейчас некоторые костюмы, выполненные по эскизам Натальи Борисовны, можно увидеть в музеях. Например, в Музее Кино.

Костюмы Н. Полях в Музее Кино (хранитель - Э. Р. Малая)

Наталье Полях очень часто приходилось работать над несколькими фильмами одновременно (например, в 1990-е годы Наталья Борисовна создавала костюмы сразу для двух кинолент — "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро"). Съемки велись в соседних павильонах, так удавалось сократить затраты на производство в тот период, когда российское кино находилось кризисе из-за скудного финансирования. На личную жизнь в таких условиях времени не оставалось — иногда приходилось ночевать прямо на рабочем месте.

В то же время к самим костюмам относились достаточно небрежно. По рассказам хранителя Музея Кино, она лично вывезла несколько десятков костюмов со съемочной площадки фильма "Русский бунт", где они были свалены в костюмерной. Так как картина снималась негосударственной компанией, то и о реквизите после окончания съемок никто особо не заботился.