Биография Веры Орловой
Вера Марковна Орлова родилась 25 мая 1918 года на Украине, в городе, который тогда назывался Екатеринослав, затем – в советское время – Днепропетровск, а ныне – Днепр. Школьные годы будущей артистки прошли в Москве, куда семья переехала вскоре после рождения дочери; во внеурочное время Вера выступала в составе школьного ансамбля самодеятельности, играла на гитаре, исполняла популярные песни и мечтала стать актрисой. В 1936 году она окончила школу, затем получила актёрское образование в училище при театре Революции, где обучалась с 1937 по 1941 годы. После окончания училища Веру Орлову пригласили на работу в Московский театр имени Ленсовета, однако в 1942 году ей пришлось уехать в эвакуацию в Хабаровск вместе с артистами Театра сатиры и там уже работать в труппе именного этого театра.
Вернувшись в Москву, Вера Орлова была приглашена в театр имени Маяковского, где проработала долгие годы – с 1942 по 1974 год и сыграла несколько десятков ролей. Главным режиссёром театра был Николай Охлопков, который сразу же оценил дарование молодой актрисы и её ангельский голос, стал её другом и наставником, помог раскрыть свой талант, давал ценные профессиональные советы. Среди ролей, сыгранных Верой Орловой в театре Моссовета, – Валя Филатова в «Молодой гвардии», Зина Пращина в «Маленькой студентке», Варвара в «Грозе» А.Н. Островского и многие другие.
Когда умер Охлопков, Орлова приняла решение перейти в театр имени Ленинского комсомола, где была радостно и воодушевлённо встречена коллективом. На подмостках этого знаменитого театра актриса сыграла в таких спектаклях, как «Вор», «В списках не значился» и других. Где бы ни работала Орлова, в каждой своей роли она не просто вживалась в образ, а жила им, старалась прочувствовать и показать зрителям все нюансы жизни своей героини. Коллеги в шутку называли её «мина замедленного действия» за то, что каждый раз на сцене она вносила что-то новое и неожиданное в свою игру. Популярность артистки была очень велика – билеты на её спектакли раскупались моментально, в зале всегда был аншлаг, публика приветствовала актрису овациями. Сама Орлова считала себя именно театральной актрисой, несмотря на то, что наибольшую известность ей принесла кинокарьера.
Кинокарьера Веры Орловой
В 1945 году Вера Орлова впервые появилась на киноэкране, сыграв роль Лизы Карасёвой в комедии режиссёра Константина Юдина «Близнецы»; партнёрами Орловой по съёмочной площадке были такие великие актёры, как Людмила Целиковская и Михаил Жаров. В этом фильме Вера Орлова сама исполняла песню героини, проявив не только актёрский, но и певческий талант. Далее последовали и другие предложения сняться в кино – актриса сыграла 31 роль в фильмах разных режиссёров.
Наибольшую известность и любовь зрителей ей принесли съёмки в двух фильмах об Иване Бровкине – «Солдат Иван Бровкин» 1955-го года и «Иван Бровкин на Целине» 1958-го (режиссёр Иван Лукинский), где Орлова сыграла Полину Кузьминичну Гребешкову – буфетчицу, ставшую во втором фильме заведующей столовой. Мягкая и обаятельная, но одновременно отважная и целеустремлённая Полина не побоялась поехать на Целину вместе с главным героем Иваном Бровкиным, которого сыграл Леонид Харитонов, а также терпеливо дождалась свою любовь – Захара Силыча Пёрышкина в исполнении блистательного Михаила Пуговкина.
Одной из наиболее ярких ролей Веры Орловой стала главная роль в фильме «Дети Дон Кихота», снятого режиссёром Евгением Кареловым в 1965 году. Здесь Орлова играла свою тёзку – Веру Бондаренко, пластического хирурга и жену врача-гинеколога Петра Бондаренко. Вместе с мужем они воспитывали троих сыновей, и лишь в самом конце картины выяснилось, что все дети Бондаренко – приёмные, оставленные в роддоме пациентками врача, который не смог убедить их не отказываться от детей. Партнёром Орловой в этом фильме стал известный актёр Анатолий Папанов.
Ещё раз с Папановым Вера Орлова встретилась на съёмочной площадке у Марка Захарова в 1976 году, когда создавалась четырёхсерийная лента «12 стульев» по роману И. Ильфа и Е. Петрова. Здесь Орлова, будучи уже «возрастной» актрисой, блистательно сыграла Елену Станиславовну Боур, бывшую возлюбленную героя Анатолия Папанова – Ипполита Матвеевича Воробьянинова. Здесь был сделан акцент именно на нежный голос героини, который, в отличие от внешности, с течением времени совершенно не изменился.
Среди 31-го фильма, в которых снялась Вера Орлова, можно назвать «Драгоценный подарок» (1956), «Разные судьбы» (1956), «Семь нянек» (1962), «Разные люди» (1973), «Солнечный ветер» (1982) и другие.
Другая деятельность актрисы Веры Орловой
Помимо съёмок в кино и игры на театральных подмостках, Вера Орлова успевала озвучивать героинь иностранных фильмов, а также персонажей отечественных мультфильмов. Её нежным голосом говорит царевна Марья в мультфильме «В некотором царстве» (1957), Кошка в «Кошкином доме» (1958), Редиска в мультике «Чипполино» (1961), Лиса в «Хочу бодаться» (19680 и др. Кроме того, Орлова работала и на Всесоюзном радио: многие годы она вела юмористическую передачу «С добрым утром!» в образе сотрудницы справочного бюро.
Вела Орлова и общественную деятельность – была депутатом Моссовета, вступила в КПСС. Её творчество и другие заслуги были довольно высоко оценены руководством страны: в 1954 году Орлова получила звание Заслуженной артистки, а в 1960 – Народной артистки РСФСР. Кроме того, она награждена двумя орденами – Трудового Красного Знамени (1971) и Дружбы народов (1981).
Личная жизнь
Личная жизнь Веры Орловой сложилась весьма драматично и, что удивительно, нетипично для советского времени. Работая в театре Маяковского, Вера Орлова влюбилась в своего коллегу Александра Холодкова, который на тот момент состоял в гражданском браке с другой популярной советской актрисой Люсьеной Овчинниковой, известной любителям кино, например, по роли Кати в фильме «Девчата».
Образовался любовный треугольник, который обсуждался во всех околотеатральных кругах страны. Холодков не стремился к браку и, похоже, его устраивало такое положение – быть любимым двумя известными, красивыми и талантливыми женщинами. Интересно, что Орлова и Овчинникова не только не стали соперницами или врагами, но умудрились подружиться и принять эту столь пикантную ситуацию. Обе актрисы тщательно охраняли свою личную жизнь от посторонних глаз, никогда не давали повода для сплетен, но различного рода слухи всё равно распространялись среди их коллег и поклонников.
Когда Холодков заболел, Орлова и Овчинникова вместе за ним ухаживали, сменяя друг друга, а когда их любимый умер в 1965 году, вместе организовывали похороны и обнявшись стояли у гроба, провожая свою любовь в последний путь. В результате таких сложных отношений обе актрисы остались бездетными. Будучи доброй, нежной и хозяйственной, Вера Орлова переносила свою нерастраченную материнскую любовь на молодых коллег – актёров театров и съёмочных площадок, где она была задействована. Она подкармливала их всякими вкусными блюдами собственного приготовления, помогала им советом – как в профессиональной, так и в личной жизни. И коллеги отвечали ей взаимной любовью и уважением.
Тем не менее, актриса очень тяжело переживала уход из жизни Александра Холодкова. Остро нуждаясь в любви и мужской поддержке, она неожиданно для всех совершила необдуманный поступок – скоропалительно вышла замуж за своего очень настойчивого поклонника, значительно младше её по возрасту. Брак оказался недолгим, супруги расстались.
Последние годы жизни Веры Орловой
В середине 80-х годов у веры Орловой началось заболевание ног, ей стало трудно передвигаться, а тем более – работать на сцене или сниматься в кино. Последние годы жизни она в основном провела в своей квартире, но совсем не в одиночестве – её часто навещали коллеги и друзья. В 1993 году актриса отмечала своё 75-летие. Поздравить её в Ленком пришла почти вся труппа театра, коллеги по кинематографу, друзья. А через три месяца после празднования юбилея – 16 сентября 1993 года – Веры Орловой не стало. Её похоронили на Новом Донском кладбище в Москве.
- Аргументы и факты
- Культурология