Крылатое выражение «блоху подковать» у непосвященных людей может вызывать только негодование. Ведь паразитирующее насекомое очень незначительных размеров в первую очередь связывают с антисанитарными условиями существования, которым чужды романтизм и литературные изыски. Однако после незамысловатых рассуждений любой человек может прийти к выводу о том, что такого рода процедура должна сопровождаться очень серьезной подготовкой, связанной со скрупулезностью данной манипуляции.
Кроме того, совершенно очевидно, что «блоху подковать» может далеко не каждый желающий. Таким образом, данное обиходное выражение по логике вещей должно нести в себе такую смысловую нагрузку, которая подразумевала бы некое искусство воплощения замысла. Поэтому в завершающей стадии тематических рассуждений любой человек может догадаться, что фразеологизм относится к таким специалистам, которые обладают уникальными способностями решения самых сложных задач, считающихся для многих просто невыполнимыми.
Предыстория
Происхождение выражения «блоху подковать» своими историческими корнями углубляется в период двух последних десятилетий 19 века. В это время в России сложилась очень неблагополучная для отечественных производителей ситуация, когда представители высшей социальной прослойки общества отдавали свое предпочтение исключительно импортным товарам, считая местных умельцев не достаточно квалифицированными. Их несправедливой критике подвергалось все: предметы промышленного производства, бытовые изделия, произведения искусства и т.п.
Элита общества сформировала устойчивое мнение о том, что только заграничные товары могут соответствовать высшему стандарту качества, а отечественные мастера в силу своей профессиональной непригодности и лени могут исполнять лишь роль подражателей, способных создавать низкопробные подделки. Такое положение вещей совершенно не соответствовало действительности, что приводило в негодование простых людей.
С их стороны регулярно предпринимались попытки преломить ситуацию в пользу отечественной продукции. Это не могло не отразиться и на тематике многочисленных литературных произведений, которые создавались современными писателями. Именно громкие победы русских умельцев над иноземными мастерами стали основой многих сюжетов сказок, рассказов и повестей того времени.
На фоне сложившейся в стране и русской литературе картины рассказ Николая Лескова «Левша», вышедший в свет в 1881 году, был воспринят читательской средой с большим воодушевлением. В нем автор и ввел впервые в обиходное употребление фразеологический оборот «блоху подковать». Повествование данного литературного произведения основано на сюжетной линии, разворачивающейся вокруг главного героя рассказа, который смог подковать блоху. Им стал выходец из народа, проживающий в Туле. Слава о талантливом мастере быстро разнеслась по всей Российской империи. Особенный читательский интерес вызывал факт того, что русский умелец смог превзойти квалификацию иноземца, создавшего легендарную железную блоху.
Именно способность создать изделие, во многом превосходящее своими миниатюрными размерами прославленный на Западе предмет искусства, и стала причиной гордости мастера и поклонников его творчества. Усиливает эффект и то, что каждая подкова, со слов рассказчика, была украшена выгравированным клеймом, подтверждающим оригинальность авторства. Не стоит сомневаться, что в кратчайшее время история о Левше и его блохе стала известна по всей стране, а фразеологизм «блоху подковать» стал настолько популярен, что его использование в речи можно в полном смысле отнести к приметам того времени. Причем его обиходное употребление приветствовалось, как в народе, так и у знати.
Реальность или вымысел
Несмотря на то, что Левша из Тулы был вымышленным героем Николая Лескова, использованная в прославленной истории данного автора миниатюрная блоха, изготовленная из стального сплава, была вполне реалистичной. Таким образом, писательская фантазия использовала в своем сюжете настоящую историю о предмете культурного наследия западных мастеров.
История о металлической блохе, ставшей причиной возникновения фразеологизма «блоху подковать», даже затрагивает жизнь российского императора Александра I. Ведь данный самодержец во время своего визита в Англию приобрел ее у местных мастеров. Микроскопическая блоха, искусно выполненная из стального сплава, тогда очень понравилась ему, о чем хорошо было и Н.С. Лескову, и широкой читательской аудитории.
Воплощение
Так как речевой оборот «блоху подковать» имеет своим источником вымышленную историю, то многим интересно было бы узнать и о реализации данного замысла впоследствии. И действительно, с этой сложной задачей через некоторое время успешно справился отечественный мастер Николай Алдунин. Примечательно, что специалист по микроминиатюрам является также уроженцем Тулы.
Прочитанная Алдуниным история про Левшу произвела на него неизгладимое впечатление. В своем творческом порыве воплотить в жизнь замысел автора он даже превзошел персонаж Лескова, так как решил подковать уже не искусственного, а живого паразита. Следует отметить, что перед выполнением столь трудной задачи отечественный мастер уже имел достаточный опыт работы токарем и слесарем.
Среди наиболее существенных препятствий, стоявших перед мастером, были проблемы, связанные с волосяным покровом ног насекомого. Однако эти сложности были успешно преодолены путем частичного удаления и подрезания отдельных волос. Столь универсальную и сложную задачу Алдунин смог решить благодаря изобретению и изготовлению миниатюрных инструментов. Интересно, что на их создание ушло около двух лет. А сама работа осуществлялась при использовании сверхмощного микроскопа.
Победа мастера произошла почти через полтора века после опубликования «Левши» Лескова, ставшего для него настоящим побудительным мотивом. Таким образом, фразеологизм «блоху подковать» получил не только литературное начало, но и самый настоящий пример из жизни. Интересно, что мастер для реализации своей идеи использовал золото. Расход драгоценного металла составил 0,00000004419 грамма на каждую подкову, включая гвозди к ним. А всего было изготовлено шесть миниатюрных изделий.
Конечно же, после реализации столь амбициозного проекта актуальность фразеологизма «подковать блоху» стала еще выше. Ведь это выражение в полной мере передает восхищение талантливыми способностями человека. И Алдунин, как никто другой, соответствует этой крылатой фразе. Поклонникам данного мастера будет интересно узнать, что его коллекция уникальных миниатюр не ограничивается только золотыми подковами насекомого-паразита. Например, знаменитый туляк создал традиционный на его родине самовар, высота которого составляет около 1 мм. Кроме того, он смог на рисовом зерне отобразить портрет А.С. Пушкина. Окончил свой жизненный путь этот талантливый человек в начале осени 2009 года.
Продолжение истории
Фразеологическое выражение «блоху подковать» после реализации проекта Алдунина стало использоваться не только в своем переносном (первоначальном) смысле, но и по прямому назначению. Однако следует знать, что на сегодняшний день не только мастер из Тулы смог справиться с этой нелегкой задачей. Его «конкурентом» стал житель Омской области Анатолий Коненко.
Сибиряк преподнес свою «подкованную блоху» в дар В.В. Путину. Причем впоследствии он создал и точную копию, с которой проводит тематические выставки. Так же, как и его предшественник, Анатолий не ограничился реализацией фразеологизма «блоху подковать» и создал другие миниатюрные изделия. К его творениям относятся и иллюстрированные книги, причисленные к рекордам Гиннесса. Интересно, что их можно использовать для чтения в качестве традиционных носителей информации. Кроме того, коллекция миниатюр, принадлежащая авторству Коненко, представлена во множестве музеев страны и мира.