Преподавательская деятельность Елены Ивановны проходила в Гнесинском училище, столичной консерватории имени П. И. Чайковского. Одной из ее учениц является выдающаяся певица Любовь Казарновская.
Выбор профессии
Биография Елены Шумиловой началась в 1913 году в городке Юж Ивановской области. На свет будущая певица появилась 2 (15) сентября в семье рабочих. Музыка в доме звучала часто. Хорошие голоса были у матери, сестер. В городе работали хоровые кружки, ставились любительские оперы, оперетты, был небольшой оркестр.
Работница текстильной фабрики дома часто пела старинные романсы, посещала хор. Вместе со старшей сестрой туда ходила и Елена. Девочка даже получила роль в сатирической оперетте на гимназии «Иванов Павел». Елена пела в домашних концертах, но о карьере певицы не задумывалась. Девушка выбрала образование педагогическое.
Она поступила в Ивановское училище. Одновременно Шумилова занималась постановкой голоса с преподавателем. Он стал первым, кто рекомендовал талантливой ученице начинать профессиональную певческую карьеру. В 1932 в Иваново прибыла из столичной консерватории комиссия. Их задачей стал смотр творческой молодежи. Исполнение Шумиловой привлекло всеобщее внимание.
Девушке было предложено учиться к Москве. Елена стала студенткой музучилища при консерватории. В течение трех лет она занималась в классе Кацовой. В 1936 состоялось поступление в консерваторию, в класса Ксении Дорлиак, выдающего вокального педагога. Успешное обучение завершилось присуждением золотой медали и занесением имени Шумиловой на мраморную доску выдающихся выпускников.
После профессиональной подготовки студентка выпускного курса дебютировала в Большом театре. Она исполнила партию Маргариты в опере «Фауст», была Татьяной в «Евгении Онегине». Прошедшие с огромным успехом постановки обеспечили начинающей солистке место в труппе. С началом войны Шумилова выезжала на фронт в составе концертных бригад.
Певческая карьера
С основным составом театра актрису через несколько месяцев отправили в Куйбышев. С любовью исполняла там певица партии героинь опер советских композиторов. Она стала Натальей в «Тихом Доне», Лушей в «Поднятой целине», пела Бэллу в одноименной опере Александрова, была Еленой в «Декабристах» Шапорина. Ее знаковой работой стала партия в опере «Вильгельм Телль».
Шумилова дебютировала в роли Джемми, сына Телля. Маленький патриот, готовый без страха встретить смерть, вдохновил певицу. Она стремилась показать исполнением мужество, смелость мальчика. Особенно ярко ей удалась знаменитая сцена с выстрелом в яблоко на голове Джемми.
Широта диапазона, виртуозное владение всеми голосовыми регистрами, профессионализм позволили певице исполнять и характерные партии для лирико-колоратурного сопрано, и лирические, и драматические, и даже характерные.
В творческой биографии огромным событием стала роль Ольги в опере «Псковитянка». Партия получила идеальное исполнение. Елену Ивановну отличала безукоризненность вокальной линии, гибкость фразировки, эмоциональность и тонкость внимания к звучанию каждой фразы. В таком аспекте исполнение стало незабываемым. Спектакль был записан в 1947. Образ Ольги признан одним из самых нежных и светлых.
Певица нашла самые выразительные краски, чтобы передать переживания героини. Особенное впечатление производит первая встреча Ольги и царя, когда девушка сама не подозревая спасает добрыми словами город от кары.
Знаковые роли
Интересно построена и партия Даши из «Вражьей силы». Узнавшая, что муж, в котором вся ее жизнь, полюбил другую, женщина жертвует собой ради его счастья. Драматизм судьбы передан сдержанно и серьезно, заметны сила и задушевность героини.
Ярким моментом в истории Большого театра стало обращение к шедеврам оперной классики Восточной Европы, «Гальке» Монюшко, и «Проданной невесте» Сметаны. Музыка произведений наполнена особой прелестью. Елене Ивановне довелось в обеих постановках петь главные партии.
В «Проданной невесте» есть и драматические, и комические моменты. Акцентом стала сцена, в которой Маженка узнает о своей мнимой «продаже» Еником. Очень забавно звучит сценка с одурачиванием Вашека. Но даже комедийность мягкая, лирическая. В бойкой и живой Маженке артистка раскрывает ее душевность, заставляя поверить в глубину переживаний.
В «Гальке» голос вокалистки обрел новое звучание. Ей удаются полные напряженности сцены отчаяния героини, ее прозрение в заключительном акте. Однако в лирических ариях Шумилова поет нежно и мягко. Она убедительно показала постепенный переход от простодушия и отчаяния к полнейшему безумию.
Шумиловой очень нравились концертные выступления. Она дала три сольных вечера, много пела в различных концертах. Летом 1945 она посетила немало придунайских стран. В ГДР артистка выступала в 1950. До 1959 певица была солисткой Большого театра. Ею исполнено более двух десятков партий классического и советского репертуара.
Преподавание
Творческая пенсия наступала рано, так как среди артистов было принято оставлять после себя высочайшую планку. Великолепнейшие вокальное и творческое мастерство в конце сценической карьеры запечатлела запись на пленку «Сказка о царе Салтане». Колоритная партия Поварихи превратилась в историко-художественный документ, подтверждающий высочайший уровень певицы.
После прекращения выступлений на сцене Елена Ивановна перешла на преподавательскую деятельность. Она начала работу в музыкально-педагогическом гнесинском училище. С 1977 до 1994 солистка трудилась в столичной консерватории. Певица стала профессором. Она воспитала выдающихся солисток не только отечественной, но и мировой сцены.
Записей постановок с участием Шумиловой сделано немного. В архивах Гостелерадио хранится три оперных комплекта. Также остался монтаж оперы сочинения Красева «Павлик Морозов».
Особое внимание привлекают исполненные Шумиловой романсы Рахманинова, Чайковского, Глинки. Менее почитателям певческого таланта вокалистки известен ее камерный репертуар. Вся жизнь Шумиловой отдана театру. О личной жизни артистки ничего неизвестно.
Из жизни Елена Ивановна ушла в 1994 году, 4 января.
- ЕЛЕНА ШУМИЛОВА
- Андрей Лаврешников ЕЛЕНА ШУМИЛОВА, солистка Большого театра