В конце шестидесятых в столице ходили легенды о странном человеке. Он приходил в закусочные и рисовал окурком, обмакнув его в кетчуп, портреты на салфетках. Затем свои работы он продавал за бесценок. Шепотом добавляли, что на Западе рисунки гениального недоучки признаны гениальными. В это верили с трудом. Речь шла об Анатолии Тимофеевиче Звереве.
Творческий выбор
Его биография началась в 1931 году. На свет будущий живописец появился в Москве 3 ноября. Семья ребенка была далекой от искусства, но сам мальчик рано проявил способности к творчеству. Первая награда за творчество мальчиком получена в четырехлетнем возрасте. Картина называлась «Уличное движение».Рисование ему преподавал знаменитый художник-график Николай Синицын.
Образование Зверев получил в художественно-ремесленном училище. Став высококлассным маляром по художественной отделке, Зверев работал в доме пионеров, парке «Сокольники». Впервые о Звереве узнали благодаря балетмейстеру, танцору и актеру Александру Румневу.
Увиденные им в конце сороковых картины поразили его. Знакомство произошло, когда молодой маляр расписывал забор в Сокольническом парке фантастическими птицами при помощи киновари, белил и самодельной кисти. В 1954 Зверев стал студентом столичного художественного училища памяти 1905 года. Вскоре он оставил обучение.
В личной жизни перемены произошли в 1957. Анатолий Тимофеевич и Людмила Назарова стали мужем и женой. В семье появилось два ребенка, сын Миша и дочь Вера. Брак распался. Зверев построил новые отношения с Ксенией Синяковой.
Художник с 1959 до 1962 принимал участие в квартирных выставках.Персональная дебютная выставка живописца за рубежом состоялась в 1965 в Парижской галерее «Motte», в Женеве. В 1957 в парке Горького была устроена арт-студия. Иностранцы-абстракционисты снисходительно поучали столичных живописцев, рассказывая про чистое искусство. Поразил их русский художник, при помощи швабры почти моментально создавший из пятен краски изысканный женский портрет.
За рубежом и на родине
Гравюры работы Анатолий Тимофеевича были показаны на столичной Молодежной выставке, проводимой к VI Международному фестивалю молодежи и студентов. С 1959 на своих страницах репродукции произведений художника разместили новостной журнал «Life». Три акварели кисти Зверева в 1961 приобретены Нью-Йоркским музеем современного искусства.
Выставки мастера проводятся в столицах многих европейских стран. В 1984 прошла единственная персональная выставка живописца на родине. Его творческий путь стал самоотторжением казенщины, общешаблонных норм и представлений об искусстве.
Влияние его новаторства в творчестве ощутимо по сей день. Кульминацией стали пятидесятые-шестидесятые годы. Зверев превратился в воплощение духа свободы в современном искусстве и одного из лидеров нонконформизма. Найти в творческой манере какие-либо исторические корни крайне сложно. Учителем мастер называл великого Леонардо да Винчи. Мастер лишь по небольшим фрагментам мог определить любую картину в Третьяковской галерее.
После шестидесятых Анатолий Тимофеевич картин не писал. Однако даже для развлечения окружающих он сумел создать потрясающие произведения. Его рисунки отличает выразительность штрихов,точность, легкость, свойственная графике мастера. Написанная им в пятидесятых «Сидящая обнаженная» признана шедевром мирового уровня.
Особенности творчества
Поражают иллюстрации к Апулею, Гоголю, Сервантесу. Однако любое «доктринерство» было не для него. Анатолий Тимофеевич не признавал групповую ангажированность, хотя оставался нехарактерным и его выбор пути андеграундного живописца-одиночки. Он не вписывался в сложившиеся общности.
Картины мастера нередко подделывают. У него нет определенного направления. Все полотна объединяет стилевое единство, но отнести его к какому-либо общепринятому течению невозможно. Зверева называли русским экспрессионистом. Художник выслушивал поучения о необходимости точной передачи жизненных впечатлений, где страсть называли одним из способов донесения их до зрителей.
Не менее готовой картины увлекало ее создание. Живописец предпочитал импровизировать, развлекая окружающих. Работал он подручными материалами: кусочками свеклы, кухонными ножами, бритвенными помазками, пальцами. На полотна Зверев лил краску, размазывая ее обувью либо тряпками. Чтобы не запачкать окружающих, место работы приходилось огораживать.
Память о мастере
После художника осталось не менее 30 тысяч работ. Проведение искусствоведческой экспертизы для определения их подлинности осложняется смешением школ, обстоятельств, при которых были созданы полотна. Единственным способом определения подлинности остается «знаточество».
Анатолий Тимофеевич скончался 9 декабря 1986 года. Художник вел дневники, писал стихи. Они подтверждают остроту ума, высокую культуру и истинную аристократичность. Ранимый и душевный человек всегда был готов помогать ближнему.
При этом его сознательным выбором стало одиночество. Он не вписывался в творческие объединения и систему в целом. Называли мастера русским Ван-Гогом, сравнивали судьбу с жизнью Модильяни, Пиросмани.
Своеобразие и масштабность таланта сделали имя художника таким же значимым в культуре. В 2013 в столице открылся частный музей АZ. В нем представлены работы живописца из коллекции Георгия Костаки. По ним люди смогут узнавать удивительный мир Анатолия Зверева.
- Зверев (художник): картины. Зверев Анатолий Тимофеевич - русский художник-авангардист