Жоан Миро-и-Ферра был признанным мастером алогизма. Слава пришла к нему в 32 года. Биография живописца началась в Барселоне.
Путь к призванию
На свет будущий живописец появился 20 апреля 1893 года в семье серебряных дел мастера, часовщика. Одаренность мальчика заметил его школьный учитель. Ученический рисунок, выполненный восьмилетним Жоаном, сохранился. Называется творение мальчика «Педикюр».
Четырнадцатилетнего подростка отправили учиться на бухгалтерские курсы. Но он принял решение посещать в школе изящных искусств вечерние занятия. Противиться этому родители не стали, но и не одобряли. После завершения образования на курсах в 1910 Миро приступил к работе клерка в продуктовом магазине.
Два года спустя было принято твердое решение начать карьеру профессионального художника. В Барселоне он поступил в академию Франсиско Гали. Там состоялось знакомство с будущим помощником, мастером-керамистом Лоренсом Артигасом.
Жоан стал одним из лучших студентов учебного заведения. Во время учебы, в 1914 им создано первое значимое полотно «Фермер». В 1920 Миро отправился в Париж. Он провел в городе несколько лет. Заметное влияние на творчество Жоана оказали модные живописцы Парижа.
Первая выставка начинающего художника прошла в 1928. На ней демонстрировались картины, отнесенные позднее к жанру Каталонского фовизма. Она провалилась.
Обретение себя
Особых успехов за это время Жоан не достиг. Годом позже была основана «Группа Курбе». Амбициозная талантливая молодежи бросила вызов традиционному искусству Испании. Работы Жоана с этого времени получили новые порции поэтического реализма. Это особенно заметно в «Пейзаже Монтройга». Перспектива заметно углубилась, в деталях появились яркие краски, накладываемые толстым слоем, все мелочи прорисованы очень тщательно.
Поэтический реализм завершился картиной «Ферма». В ней мастер пытался передать богатство мира родной Каталонии. Длительное время произведение никто не желал приобрести. Лишь в рассрочку ее купил Эрнест Хемингуэй.
Во Франции состоялось знакомство с поэтом Андре Бретоном, автором манифеста сюрреализма. Идея символов и бессознательного потрясла молодого художника. Он сменил привычную манеры письма и начал работу в жанре сюрреализма, придав его миру авторские полуфантастические черты.
В 1925 в Париже прошла персональная выставка Миро. На сей раз успех превзошел все ожидания. Очередь стояла у входа, картины раскупались моментально, критики наперебой хвалили мастера. Сразу имя Миро стало известным.
Семья и живопись
В 1932 состоялось возвращение в Барселону. Мастер не находил себе места в обществе сюрреалистов. Предметный рисунок утратил интерес. Теперь живописца интересовала музыка цвета. Он именовал отсутствие узнаваемых фигур отражением духовного состояния, желанием уйти от стереотипов. Подход получил одобрение.
С огромным успехом мастер выставлялся в Париже, Америке, Берлине и Лондоне. Его выставка проходила и в Барселоне. Беспредметная живопись оказалась удивительно выразительной. Начало гражданской войны в Испании застало художника за подготовкой персональной выставки в Париже.
К тому моменту Миро уже устроил личную жизнь. Его женой в 1929 стала Пилар Жункоса, в семье год спустя родился ребенок, дочь Мария. Вместе с ними мастер остался во Франции. В тридцатых были представлены работы «Живопись», «Композиция», «Жнец», «Натюрморт со старым башмаком».
Сороковые ознаменовались созданием серии гуашей. Когда во Францию вошли немецкие войска, живописец вернулся в Испанию. Он поселился на Майорке, родине супруги. В этот период был создан цикл картин «Созвездия». Его произведение «Созвездие: Утренняя звезда» признали наивысшим достижением мастера.
Знаковые работы
В 1947 живописец закончил гигантское настенное панно для сети отелей «Хилтон». В 1956 с семьей маэстро переселился в Пальма-де-Мальорка. Вместе с Артигасом с большом доме с мастерской он выполнял ограждение для комплекса ЮНЕСКО. За него в 1959 была получена Международная премия Гуггенхайма. Художник работал над керамическим панно для университета в Гарварде.
В шестидесятых был изготовлена ограда для аэропорта Барселоны и Фонда в Сен-Поль-де-Вансе. Талант живописца реализовался в мозаике, сценографии, керамике, печатной графике и поэзии. Мастер прославился как самый жизнерадостный художник. Однако интонация его творчества со временем изменилась. На полотнах стало больше черного цвета.
После массовых выступлений студентов во Франции, было начато полотно «Май 1968». Закончилась работа над картиной лишь в 1973. 1974 стал временем выполнения гобелена для вестибюля Южной башни Всемирного торгового центра.
В 1975 для делового района Дефанс в Париже была создана скульптура «Пара влюбленных, играющих цветком миндаля». С 1975 в Каталогии в здании Национального музея искусства работает Фонд Жоана Миро. В нем насчитывается свыше 8000 работ живописца.
На знаменитом бульваре Рамбла с 1976 расположена мозаика мастера. Произведение находится возле входа в метро Liceu, неподалеку от улицы Passatge del Crdit, где родился мастер. В 1979 в Барселоне был устроен парк, ставший известным как Парк Миро.
Его основной достопримечательностью стала огромная скульптура «Женщина и Птица». Это последнее произведение живописца. Открытие прошло в 1983, незадолго до ухода мастера из жизни. Это произошло 25 декабря 1983.
Через девять лет дом маэстро в Пальма-де-Мальорка был преобразован в музей.
- ЖОАН МИРО: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКА
- Великий испанец. Жоан Миро
- Жоан Миро – интересные факты из жизни великого художника
- Жоан Миро - мастер алогизма. Загадки студии испанского художника