Выдающийся представитель нового классицизма воспевал идеальную красоту. Своими работами он совершил переворот в искусстве. Мастер начинал творить в барочной манере Лоренцо Бернии, но затем сумел отыскать собственный путь.
Начало творчества
Биография знаменитого мастера началась в 1757 году. Он родился в итальянском городе Поссаньо в семье каменотеса Пьетро Канова и его супруги Анжелы Зардо Фантолини 1 ноября. Отец скончался в 1761. Ребенок оказался на воспитании у дедушки.
Пазино Канова, владевший каменотесными мастерскими, отличался весьма непростым характером. Мальчик учился работать с камнем. Дед заметил талант внука и представил Антонио Джованни Фалиеро. В 1768 году под патронажем влиятельного сенатора юный мастер приступил к изготовлению первых произведений.
Ради обучения внука дед продал ферму. На полученные средства Антонио смог изучать искусство эпохи античности. В октябре 1773 юноша начал скульптуру «Орфей и Эвридика», заказанную ему покровителем. Закончил ваяние Канова два года спустя. Успех произведения был оглушительным.
Источником вдохновения для молодого скульптора стало древнегреческое искусство. Признанные шедевры его современности в число примеров для подражания не вошли. В Венеции Антонио открыл свою мастерскую. В ней в 1779 был создана новая композиция, «Дедал и Икар». После выставления ее на площади Сан-Марко вновь было всеобщее признание.
Замечательные работы
На одной из первых успешных работ Канова представлены две фигуры. Икар безупречно прекрасен и юн. Тело старого Дедала несовершенно.
«Дедал и Икар»
На примере противопоставления юности и старости впечатление от композиции в разы усиливается.
Скульптор нашел и использовал новый, ставший излюбленным, прием. Ось симметрии проходит по центру, однако фигура Икара отклоняется назад. Вместе оба героя создают Х-образную линию, обеспечивая необходимый баланс. Для мастера была также немаловажна игра тени и света.
В 1799 двадцатидвухлетний мастер переехал в Рим. Он приступил к изучению творений мастеров Греции. Узнав всех главных героев мифологии, Канова приступил к обдумыванию собственных художественных традиций. В их основу молодой мастер положил благородство простоты. Это заметно сказалось и на его творчестве.
«Амур и Психея»
Скульптуры Антонио современники ставили на один уровень с легендарными ваятелями античности. Мастер работал над совершенствованием классического стиля. В культурную атмосферу вечного города ваятель вписался отлично. Его работы принесли ему признание и всемирный успех.
Композицию «Амура и Психеи», выполненную в 1800-1803, представляют две фигуры. Бог любви всматривается в лицо прекрасной возлюбленной с нежностью. Психея отвечает ему с таким же чувством. Пересечение обеих фигур формирует извилистую и мягкую Х-образную линию.
У зрителей создается впечатление парения фигур в воздухе. Психея с Амуром отклоняются диагонально. Равновесие достигается распростертыми крыльями жителя Олимпа. Центр композиции – обнимающая бога любви Психея. Формы фигур отличает элегантная плавность. Так мастер выражает мысль об идеальности красоты. Оригинал статуи хранится в Лувре.
Первые работы ваятеля повторяли произведения именитых скульпторов. Однако по мере изучения произведений греческих мастеров Канова решил избегать преувеличения значения в своих композициях страсти и жестов. Он пришел к выводу, что лишь строгим расчетом и контролем он сможет передавать чувственность идеальностью.
Произведения мастера ничем не походили на привычное его современникам искусство. Поэтапно Канова создавал неповторимые произведения, от воска и глины переходя к гипсу. Лишь после всего начиналась работа с мрамором. Ваятель неутомимо трудился по 14 часов, не покидая мастерской ни на минуту. Никаких сведений о его личной жизни нет.
«Три грации»
Между 1813 и 1816 была создана скульптура «Три грации». Идею подала Жозефина Богарне. Есть предположения, то вначале ваятель собирался изобразить Харит традиционно, как полагалось в мифологии. Талия, Ефросиния и Аглая, прекрасные дочери Зевса, сопровождали богиню красоты Афродиту.
Символами граций становились радость, процветание и красота. Центральную фигуру композиции обнимают две остальные. Единство усиливает объединяющий их шарф. Своеобразным алтарем служит столбец-опора с размещенным на нем венком.
Игра света и тени достигается плавностью изгибов тел и идеальностью обработки мрамора. Этот прием использован и в других творениях мастера. Гармонию и изысканность олицетворяют три Хариты. Оригинал скульптуры хранится в Эрмитаже.
Мрамор для моделирования ваятель использовал только белый. При помощи гармоничности композиций неподвижность творений кажется живой. Производится впечатление оживания в движении. Особенностью таланта мастера стала максимальная полировка материала. Все работы обретали особый блеск, привлекающий внимание к естественности.
«Кающаяся Магдалина»
В Генуе находится выдающаяся работа Канова. Она создана в период 1793-1796. Это произведение попало на парижскую выставку 1808 первым. Центр композиции – фигура прекрасной грешницы с надломленным телом, склоненной головой и наполненными слезами глазами. Она не в силах отвести взгляда от распятия в руках.
Грубая власяница поддерживается веревкой, по плечам рассыпались волосы. Фигура наполнена скорбью. Одежда и тело – с легким налетом желтоватого оттенка. Таким приемом мастер подчеркивает контрастность между очарованием, излучаемым грешницей и познанием греховных глубин. По замыслу ваятеля, лишь божественное прощение возвышает человека.
Когда страна была оккупирована Наполеоном, многие работы оказались во Франции. После падения империи Канова начал их возвращение. Успешный труд дипломата позволил незаконно вывезенные произведения вернуть Италии.
Скончался выдающийся скульптор 13 октября 1822 года.
- Канова Антонио – новый Фидий