Некоторые ученые считают, что родиной современного маркетинга является Япония. Американский исследователь и экономист Питер Друкер отмечает в своих трудах, что в 1690 году в японском городе Токио поселился основоположник в будущем именитого рода Мицуи.Он первым открыл универсальный магазин, в котором предлагались товары, максимально отвечающие спросу местного населения. Он «предвусил» время активных рыночных отношений почти на 250 лет. Его мудрая политика управления торговлей в своем магазине ориентировалась на то, что было наиболее востребовано. Также японец представлял гарантию на свой товар и регулярно расширял ассортимент, чем привлек огромное количество покупателей. Он стал лучшим в своем сегменте, и его магазин был самый конкурентный на тот момент. 

Запад о маркетинге заговорил только с середины 19 века. Сайрус Маккормик, создатель первого комбайна в мире обратил внимание на ценовую политику, изучение рынка и сервисное обслуживание. Именно он и ввел эти направления маркетинга, которые и сейчас являются основополагающими. Сайрус высказал, что маркетинг должен быть центральным направлением деятельности любого предприятия. А задача менеджеров этих предприятий заключается в том, что они обязаны активно работать с собственным кругом потребителей.  Ну, и, конечно, как академическая наука маркетинг появился в Америке. В Иллинойском и Мичиганском университетах в 1901 году начали преподавать первые курсы маркетинга. Не удивительно, что прародительницей маркетинга все же считают Америку.

Сегодня всем понятно и без слов, что маркетинг играет очень важную роль в коммерческих отношениях. Это сейчас тот «кит», на котором держится любой бизнес. В небывалом хаосе рыночной экономики только грамотно построенный маркетинг способен все упорядочить и не дать утонуть в информационном потоке. Поэтому, чтобы «дело шло», необходимо сразу правильно выбрать маркетинговую стратегию. Справедливо заметить, что при этом приветствуется агрессивность маркетинга. Она всегда оправдана и дает наиболее высокие результаты. Но нужно обладать определенными чертами характера и быть готовым к самым нестандартным решениям.  Агрессивный маркетинг – это не просто тактически прессовальный станок. Это целая философия.

Оправданная агрессия

Постепенное  и мягкое «обрабатывание» потенциального клиента,  благосклонное расположение его в свою сторону - это не методы агрессивного маркетинга. Здесь принцип совершено в другом. Не следует затягивать переговоры. Все делается быстро и эффективно, по принципу «пришел, увидел, победил». И нет разницы в том, в каких масштабах агрессивный маркетинг применяется (розничных, оптовых или сетевых), принцип действий один и тот же для всех.

Не каждому рядовому маркетологу под силу овладеть приемами агрессивного маркетинга и достичь успеха в своем деле. Кроме напористости и смелости требуются интуиция. Так сказать, специальный «нюх», серьезные профессиональные знания и бешеная коммуникабельность. Если специалист в этой области недостаточно хорош, при агрессивном методе маркетинга это сразу проявится. То, что можно спрятать за длительными переговорами, за тянущимися долгосрочными отношениями, невозможно укрыть в стремительных действиях агрессивного маркетинга.  

Основа агрессивного маркетинга

Данный подход основывается, прежде всего, на первоначальной неподготовленности клиента к встрече с маркетологом.  Это еще можно назвать «встречей вслепую». Эффект неожиданности работает стопроцентно. Клиент в данной ситуации крайне управляем. И здесь важно маркетологу держать все внимание клиента под жестким контролем, активно доминировать над ним, и не дать возможности ему собраться с силами и противостоять натиску. Главной задачей является вожделенное согласие. И уж когда клиент опомнится, сделать уже что-либо будет нельзя.

Срабатывает в этой ситуации еще и то, что порой клиент настраивается на долгосрочное сотрудничество и длительные переговоры-уговоры. Но когда он сталкивается с молниеносностью и натиском, зачастую принимает решение в пользу маркетолога, становясь тем самым жертвой агрессивного маркетинга. Такой маркетинг отличается своей активностью, амбициозностью, нетрадиционностью мышления и жестким доминированием. Точно такими же качествами обязан обладать и профессионал. Если какое-то из этих качеств выпадает, специалистом в этой области не стать. В агрессивном маркетинге нет места жалости, мягкотелости и нерешительности.

 

Применение агрессивного маркетинга

Нужно справедливо отметить, что, как высоки результаты от грамотного применения методов агрессивного маркетинга, так и велик риск «наломать дров» и привести к плачевному результату. Поэтому сегодня такими радикальными способами пользуются зачастую очень рискованные компании. И, как правило, агрессивный маркетинг применяют в случае решения идти «ва-банк». Применение таких радикальных мер в основном оправдано в сфере продаж. Также эффективно работает агрессивный маркетинг в сферах брендирования и рекламы.  Он позволяет довольно серьезно воздействовать на успешность бизнеса в этих сферах и не редко дает практически моментальный результат. Здесь работает еще и то, что не «нажиты» конкуренты, а потому не требуется терять на них время и ресурсы. Также стоит отметить еще один немаловажный момент. Контактируя с потенциальным клиентом, маркетолог получает результат сразу. И даже, если он отрицательный, это тоже не плохо. Так как впоследствии не будет затрачено драгоценное время на «обработку» такого клиента, и можно вместо него найти другого более сговорчивого.

Примеры применения

Внушительным представителем и, возможно, одним из первых в России «агрессивных маркетологов» стал известный шоумен, руководитель музыкальной группы «Ласковый май» Андрей Разин. Он записал песни группы на аудиокассеты. Дальше было фантастическое решение раздать эти записи на железнодорожном вокзале отбывающим пассажирам. И покатился «Ласковый май» по необъятным российским просторам. Агрессия заключалась в том, что хочешь-не хочешь, а дорога длинная, и ради «убийства» времени будешь слушать этот шедевр. И вся страна реально подсела, и «Белые розы» звучали даже из «утюгов» домохозяек.

Еще один невероятный пример, но уже с участием основателя компании Gillette Кинга Жиллета. Станок этот, нужно отметить, был изобретен совершенно случайно. Опасная бритва у основателя компании упала и разбилась. Он не долго думая, взял и склеил два куска бритвы. Начав бриться новым станком, он обратил внимание на его эффективность. Не раздумывая, он начинает производство этой бритвенной принадлежности. Но товар не пошел, за год было куплено всего 5 станков. Кинг решает раздать бритвы бесплатно. Он делает это в течение трех месяцев, за которые успевает раздать более 10 000 бритвенных станков. «Подсадив» на этот отличный продукт потребителя принудительно, он получает в итоге великолепный результат. Через год продажи составили более 2 миллионов двойных бритв от компании Gillette.

Агрессивный маркетинг стал тем самым допустимым механизмом¸ который вывел компанию на небывалую высоту. Решение руководителя было своевременным и правильным. Проявив недюжинную смекалку и оправданную агрессию, а также не испугавшись вынужденных затрат, основатель компании показал себя как отличный и грамотный маркетолог.