Стремясь к установлению торговых отношений с Китаем и Индией, голландские купцы организовывали экспедиции для поисков Северо-восточного прохода. Они не упускали из виду проводимые Англией походы.
Поиск нового пути
Практичные подданные Нидерландов организовали конторы в Коле и Архангельске, стремясь проникнуть на новые для них рынки сбыта. Из-за слишком большой трудности при прохождении Карского моря было решено пройти на восток, огибая Новую Землю с севера.
Виллем Барентсзон репутацию умелого моряка приобрел в юности. В 1594 он был назначен капитаном корабля «Меркурий» в экспедиции Яна Линсхотена. Он появился на свет в рыбацкой семье в 1550 году. О его ранней биографии практически ничего неизвестно. Образование Виллем получал в мастерских навигации картографии Амстердама.
Будущий исследователь составил атлас Средиземноморья и великолепно освоил ремесло штурмана во время плавания по югу Европы вместе с наставником, картографом и астрономом Петером Планцием. Незаурядные способности молодого человека и его энергия в последующие годы обеспечили ему знание всех тонкостей морского дела. Сделанные во время арктических путешествий открытия принесли Баренцу мировое признание.
Первая экспедиция
Глава нидерландского представительства в России Мушерон выступил с инициативой исследования Восточной части Арктики. Он доказал правительству своей страны необходимость организации экспедиции для поиска северных маршрутов к берегам стран Азии и Московии.
Первый поход возглавил капитан Баренц. 5 июня 1594 из Амстердама отправили четыре судна. Два под руководством Баренца направились на север. Остальные отплыли к востоку.
Во время следования вдоль берега открытой ими Новой Земли мореплаватели встретили плавучие льды. Проложить дорогу сквозь них голландцы не смогли. Они постоянно меняли курс, проявляя все навигационное мастерство. Баренц с удивительной для его времени точностью определил долготу и широту множества географических пунктов. После безуспешных попыток пройти далее экипажи вынуждены были вернуться в гавань Тессела.
Обогнув Вайгач, остальные суда проникли в Карское море, где путь им преградили льды.
Итогом похода было нанесение на карту 800 км береговой линии Новой Земли. Первыми из европейцев участники экспедиции Баренца видели белых медведей и лежбища моржей. Результаты экспедиции были признаны весьма обнадеживающими.
Новый поход
На следующий год были подготовлены семь кораблей для нового исследования. Главой нового плавания назначили Якоба ван Гемскерка, Баренц стал главным штурманом. Проникнуть в Карское море кораблям снова помешали льды. В Голландию моряки вернулись 17 сентября.
Второй экспедицией руководил капитан Най. Время начала похода было неудачным, поэтому и результаты оказались невпечатляющими.
Путешественникам удалось подойти к покрытому льдами проливу Югорский Шар и выйти в Карское море. Было сделано описание и проведено исследование острова Вайгач. Надежды правительства не оправдались.
Последнее исследование
Амстердамские купцы согласились отправить два судна для поиска морского пути в Китай. 10 мая 1596 состоялось отплытие.
Шетладские острова были пройдены благополучно. Путешественники 5 июня увидели первые льдины. 11 они высадились на неизвестный остров. Он был назван Медвежьим из-за добытого там огромного белого медведя.
Вскоре был замечен огромный остров. Он получил название Шпицберген. После исследования его значительной части путь мореплавателям вновь преградили льды. Экспедиция спустилась к Медвежьему острову. Руководитель экспедиции Ян Корнелисзои Рейп решил продолжить поиски на севере. Баренц с капитаном Гемскерком ратовали за движение на восток мимо Новой Земли. Суда разделились.
Зимовка
После множества опасных приключений голландцы достигли Больших Оранских островов. Теснимый льдами корабль спускался вдоль новоземельского берега. В конце августа мореходы остановились в обширной бухте. В ней им пришлось зазимовать. На берегу они нашли немало принесенного водой леса. Деревьев хватило на постройку жилища на топливо до окончания зимы. Европейцам пришлось столкнуться с белыми медведями, приходившими к самому жилью.
Дни становились все короче, усиливались холода. Люди охотились, спасаясь мехом от холода, а мясом от голода. Никакого облегчения не принес приход года 1597. Зимовщики не могли покидать дом из-за сильнейших морозов, запасы стремительно таяли. К концу января стало появляться солнце. Люди выходили из дома. С трудом им давалось каждое движение, так как голод и цинга подорвали силы.
К марту прекратились бури, однако морозы не отступали. Моряки приступили к подготовке корабля к продолжению плавания. Баренц оставил в доме записку, где описал все то, что произошло с ними. 13 июля 1597 с попутным ветром моряки отправились в море на лодках, оставив вмерзший во льды корабль.
Продолжение плавания
До Больших Оранских островов путешествие прошло благополучно. Но давно болевший Баренц скончался 20 июня. Выдержав немало невзгод путешественники добрались до материкового побережья. Им удалось связаться с голландскими моряками, стоявшими у Колы. Ян Рейп после получения письма сам прибыл за своими спутниками и отвез их на корабль. Измученных путешественников доставили в Амстердам 1 ноября.
В их возвращение никто не верил. Один из мореходов, Геррит Де Фер, вел все время дневник, в котором описывал все происходившее с ними. В 1598 он опубликовал свои записи.
Итоги
После публикации «Плавания Баренца» об отважном капитане узнал весь мир. В 1853 имя своего исследователя получило море Северного Ледовитого океана. Оно стало именоваться Баренцевым. Открытия гениального морехода по достоинству оценили географы. Итогом плавания было нанесение на карту острова Медвежий, архипелага Шпицберген.
Благодаря экспедиции Баренца появилась первая карта северных и западных берегов Новой Земли. Мореходом описаны донные течения, осадки, выполнены промеры в море между Шпицбергеном и Новой Землей. Впервые была проведена зимовка в высоких широтах Арктики, сделаны важные наблюдения за погодой. Они используются исследователями Севера и поныне.
Через три века после гибели Баренца случайно было найдено его место зимовки на Новой Земле. Норвежец Эллинг Карлсен обнаружил его в сентябре 1871 года. Вся обстановка сохранилась практически нетронутой. Записи великого голландца, где он описывал проводимые им астрономические наблюдения, пробы грунта и измерение глубин, были также были найдены.
Едва был нарушен ставший консервантом для дома ледяной слой, как началось разрушение зимовья. Через несколько лет британской экспедиции Гардинера довелось увидеть руины. В 1933 российская экспедиция Милорадовича обнаружила лишь остатки сруба. Найденные Карлсеном предметы были переданы в морской музей Амстердама. В экспозиции представлено жилище мореходов. Благодаря отсутствию одной из стен посетители могут рассмотреть все внутри.
Капитан несколько раз пытался найти северный морской путь по поручению правительства. Однако поставленная задача так и осталась невыполненной. Виллем Баренц вошел в историю не как неудачник, а как один из величайших исследователей планеты.
- "Неудачные" экспедиции Виллема Баренца
- Виллем Баренц