Детство и юность: начало биографии

Замечательная актриса российского театра и кино родилась в 1900 году, в большой купеческой семье. С детства девочка отличалась музыкальностью, драматическим талантом и привлекательной внешностью, однако о сцене даже мечтать не могла: суровый купеческий уклад не подразумевал подобной карьеры. Марию ждала типичная судьба девушки из обеспеченного среднего класса: замужество и многочисленное потомство.

Своенравная Мария решила распорядиться своей судьбой самостоятельно. Она всегда была яркой, непоседливой, даже дерзкой. При этом девочка отлично училась, после училища закончила Коммерческий институт. Во время учебы вышла замуж, забыв поставить в известность свою семью. Скоропалительный брак со школьным товарищем оказался судьбоносным: новая семья была прямой противоположностью родительскому дому. Здесь ценили искусство, театр, музыку, в гости часто заходили известные актеры и певцы. Эти встречи укрепили желание Бабановой попасть на сцену, тем более что друзья дома подтвердили – у нее действительно есть талант.   

Творческая судьба актрисы

Мария поступила в драматическую студию под руководством знаменитого Всеволода Мейерхольда. Он лично занялся огранкой таланта начинающей актрисы, сама же Бабанова просто боготворила мэтра, прислушиваясь к каждому его слову. Мария бралась за любые роли, и все свободное время проводила в театре. С первых дней ей доверяли не только эпизоды, но и главные партии, ее полюбили и партнеры по сцене, и публика. Среди блестящих работ этого периода Тея из «Учителя Бубуса», Стелла из «Рогоносца», Бой из постановки «Рычи, Китай». Зрители поражались способности актрисы полностью перевоплощаться. За короткое время Бабанова стала настоящей звездой театра, публика ходила исключительно на нее, устраивала овации и засыпала любимую артистку цветами.

Подобная популярность очень не нравилось приме театра – жене Мейерхольда Зинаиде Райх. По настоянию супруги режиссер начал сокращать роли Бабановой и заменять ее в спектаклях. Мария горевала, но понимала – в авторском театре может быть только одна звезда, и эта роль отведена не ей. В итоге талантливая актриса была вынуждена уйти из труппы, но на всю жизнь сохранила благодарность Мейерхольду, раскрывшему ее талант.

Мария перешла в Театр Революции, где ее ждали новые интересные роли. Зрители запомнили ее в «Собаке на сене», арбузовской «Тане». Вскоре актрису ждало высшее признание – в 33 года она удостоилась звания Народной артистки РСФСР.

После 50 театральная карьера Бабановой пошла на спад. Артистка, сохранившая поразительно звонкий серебристый голос и девическую фигуру, не хотела переходить на возрастные роли. Она переключилась на работу на радио, озвучивая сказки. Ее голосом говорили Маленький Принц Экзюпери, Оле-Лукойе, Питер Пен и другие волшебные персонажи. Пленки с записями Бабановой слушают и сегодня.

Накануне восьмидесятилетия Бабанова снова вернулась на сцену, исполнив главную роль в пьесе Олби «Все кончено», сценарий был переписан специально для нее. Название оказалось судьбоносным: в длинном списке эта роль оказалась последней.

Личная жизнь

Первый брак Марии закончился расставанием по взаимному согласию. Бывшие супруги всегда поддерживали хорошие отношения, не испытывая претензий друг к другу.

Вторым мужем Бабановой стал партнер по сцене Давид Липман. Он боготворил Марию и ее талант, не ревновал жену к театру, стойко перенося часты отлучки, поздние спектакли и настойчивость поклонников. Однако семейная идиллия закончилась после случайной встречи с писателем Игорем Кнорре. По признанию Бабановой, она впервые влюбилась по-настоящему, считала Игоря единственной родственной душой. Супружеская жизнь была безоблачной, позже Мария называла это время самым счастливым в жизни.

К сожалению, третий брак тоже закончился крахом. Кнорре влюбился в актрису Нину Емельянцеву, начался бурный роман, который стал очевидным для всех. Прощать измены Бабанова не умела и предложила мужу расстаться. Она сохранила с Игорем хорошие отношения, но мечты о счастливой семье оставила навсегда, сосредоточившись на главном для себя – театре.