«Поучение» хранилось в собрании рукописей графа Мусина-Пушина, коллекционировавшего памятники русской старины. Только случайно произведение не пропало во время московского пожара 1812 года: его забрал незадолго до бедствия Карамзин. Именно с «Поучения Владимира Мономаха» началась традиция обсуждения этических вопросов в отечественной литературе.

История сочинения

В сочинении содержатся более подробные, чем в «Повести временных лет» сведения о событиях 1070-1110-х годов. История произведения насчитывает почти тысячу лет. Оно проникнуто верой в возвышенность моральных норм, возвышает веру во благо, направляет на путь мира потомков, советуя позабыть все разногласия ради общей единой цели.

При изучении древнего литературного памятника в полном объеме необходимо не только внимательно читать текст, но и обращать внимание на исторический контекст. Именно на его фоне мудрость советов правителя выделятся более ярко. Владимир Всеволодович возглавлял различные регионы Руси до того, как в 1113 стал Великим князем Киевским. Мономахом он был по роду матери, являвшейся дочерью византийского императора Константина Мономаха.

Рос будущий великий князь в напряженной обстановке. Ему довелось пережить целую череду внутренних междоусобиц, военных конфликтов с половцами, ставшими серьезной угрозой древнерусскому государству, На некоторые факты из личной биографии Владимира Всеволодовича необходимо обратить внимание при анализе произведения. Владимир Мономах отличался от многих молодых князей удивительным миролюбием. Так, он отказался от притязаний на Киевский престол после смерти отца в пользу старшего брата.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Очередность, конечно, в традициях предусматривалась, но во многих аналогичных ситуациях начинались конфликты между родственника за власть, ослаблявшие страну.

Главные постулаты

Основной позиций Мономаха стала вера в Бога. Из этого следует выбранная им стратегия поведения, одобряемая и поддерживаемая христианством. Князь соблюдал данные им клятвы, помогал бедным и слабым, почитал старших, вел праведный образ жизни. В своем сочинении он указывал на необходимость ведения праведной жизни.

Также правитель отмечал необходимость осуществления молитв. В завещании Мономаха прослеживается и более древний мотив. Заметно, что особую важность для правителя имело почитание гостя. Издавна существовал неписаный кодекс, по которому принятие гостя в доме было обязательным вне зависимости от времени и условий быта. Единственно допустимым условием встречи незнакомого человека было сказочное «накормить, напоить и спать уложить».

Заглянувший на огонек путник являлся лицом неприкосновенным. Не опускалось даже расспрашивание о том, кто и откуда прибыл. Это мог поведать только сам путник по своему желанию уже после принятия его хозяевами. В тесте отражена совокупность идей бытовой и религиозно морали. Как мудрый политик, Мономах выступал против государственной раздробленности. Он убедился, что жажда власти порывала устойчивость державы. В междоусобных битвах с использованием интриги и привлечением внешних военных сил автор видел только расшатывания благосостояния Руси.

Сам Владимир Всеволодович не стал усиливать влияние своего наказа. По истории известно, во что вылилось нежелание потомков проанализировать «Поучения Владимира Мономаха» и прислушаться к данным там мудрым советам. Пронесшиеся по Руси татаро-монгольские войска победили отдалившихся друг от друга князей, установив на столетия собственное правление.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Тема ценностей христианства также поднималась. Автор призывал верить в Бога, помогать нуждающимся. При этом правитель за полный отказ от войн не выступал. Как политику, правителю без военной силы обеспечить безопасность народа и страны в целом невозможно.

Особенности произведения

Исторический источник демонстрирует, что Мономах принимал участие о множестве походов, заключил десятки соглашений. Об этом повествует сам князь. Нельзя утверждать, что все действия автора объективно справедливы. Зато они всегда выражают интересы его страны. Так, после принятия просьбы о помощи от самозванца, претендующего на престол Византии, Мономах понимал, что налицо обман. Боевые действия между Царьградом и Киевом закончились отсутствием серьезных успехов, а соглашение скрепил династический брак.

Владимир Всеволодович был человеком образованным. В его произведении немало цитат, особенно, из Библии. Это подтверждает не только наличие у правителя развитой морали, но и изучение им вопроса перед написанием своего завещания детям. В сочинении упомянуты многие русские города. Они из них стали крупными центрами, к примеру, Курск, Новгород, Владимир, Ростов. Другие утратили былое значение. Их примерами являются Стародуб, Берестье, Кордно. Благодаря заметкам князя об охоте на вепрей, оленей, туров, ученые сделали выводы об ареалах их обитания. Получается, что при помощи литературного памятника получили сведения различные науки.

Без специальной подготовки прочесть древний текст в оригинале невозможно. Причиной является слишком сильная разница межу русским языком двенадцатого столетия и современным. Выражается она не только написанием, но и произношением. К примеру, исчезли буквы «нус малый» и «нус большой», давно нет буквы «ять». Современным читателям неизвестно, какими звуками ранее обозначали твердый и мягкий знаки.

Прочтение текста в оригинале представляет серьезную проблему. Поэтому для анализа используют переводы. Обычно адаптации сопровождаются множеством примечаний. Это заметно упрощает работу с текстом. Комментарии пишут историки-профессионалы. Это позволяет не обращаться во время изучения каждого вопроса к энциклопедии и другим источникам. Несмотря на огромную разницу в написании, в структуре грамматики русского языка существенных перемен не произошло. Такое положение обеспечивает возможность видения стилистических особенностей и литературных приемов, использованных автором.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Анализ

С самого начала «Поучения» Мономах указывает на завещательный характер своего назидания. По древнерусскому обычаю на место погребения тело усопшего доставляли на санях. Их упоминание означает приближение смерти. Это придает особое звучание всему, о чем говорит правитель. За его словами – прожитая им честно жизнь, дающая право на заветы.  Для Владимира Всеволодовича детьми были все остальные князья. Поэтому обращение адресовано всем правителям. Автор призывает их помнить о предназначении, быть верными служителями интересам родной земли.

Четко прослеживается обращение к Библии. Все понимание поведения правителей Мономах строит на ее основе. Он проводит оценку всего сделанного и предлагает другим продолжить его путь. В «Поучении» князь предстает знакомым с книжными традициями и владеющим даром слова человеком с поэтичной образной речью. Он создает особый язык, ставший примером владения художественной речью.

Для большей убедительности, автор пользуется примерами из собственной жизни, приводит перечень походов. Это доказывает, что сам он придерживался правил, которые рекомендует соблюдать другим. Мономах призывает не предаваться лени, вникать во все государственные дела самим, избегать бессмысленных кровопролитий, чтобы понимать причины происходящего и правильно вести себя. Так автор завершает свое сочинение, показывая желание оставить след после себя, передать жизненный опыт тем, кто получает ответственность за судьбу Руси.

Автор упоминает о необходимости ответственности князей перед Богом, так как власть они получили свыше. Между «Поучением» и другими подобными произведениями средневековой литературы заметна связь. Но русский правитель не создавал литературное сочинение. Он пытался донести до потомков духовно-политический опыт, доставшийся дорогой ценой. Владимир Всеволодович предостерегал от повторения собственных ошибок тех, кто получал власть.

«Поучение» отвечало политическим потребностям времени. В нем сказано, что от единства народа и страны зависит и то, какой будет их жизнь. В автобиографическом произведении отражены государственные реалии и проблемы, факты из личной биографии великого деятеля.

Поучение Владимира Мономаха: анализ произведения

Понимание вложенного автором смысла достигается изучением не вольных трактовок, а оригинальных документов. Поэтому внимания заслуживает также изучение других текстов различных эпох.