В русском языке немало устойчивых выражений, означающих бесполезные хлопоты. Мартышкин труд – одно из наиболее распространенных. Источником образования фразеологизма стала басня Крылова «Обезьяна».
История происхождения
Интересно, что в привычном виде выражение в произведении нигде не встречается. Автор крылатой фразы – критик Писарев. Однако именно басня дала толчок к появлению популярного высказывания. Писатель справедливо решил, что в сочинении весьма красноречиво описан яркий пример повсеместно распространенного явления.
Создатель крылатых фраз
Многие из басен знаменитого писателя буквально разошлись на цитаты. Находки баснописца заметно обогатили язык. Фраза «мартышкин труд» весьма наглядно демонстрирует то, как удачная литературная обработка издавна известного сюжета привела к популяризации поучительной истории.
Обезьянки – создания замечательные. За проделками забавных деятельных животных с удовольствием наблюдают и малыши, и взрослые. Однако привыкшие жить с хвостатыми непоседами народности воспринимают их иначе. По мнению таких людей, образ мартышек связан со всем негативным, что есть в людской натуре, к примеру, кривлянием, самолюбованием.
Этот миф Иван Андреевич использовал в своей басне. По сюжету крестьянин, герой сочинения, встал очень рано и принялся за работу. Человек вспахал поле, полностью отдаваясь нелегкому труду. Усталости он не замечал. Солнце поднималось выше, на дороге появлялись первые путники.
Всех, кто ни появлялся рядом с пахарем, поражало его упорство. Каждый человек старался подбодрить трудягу, чтобы облегчить его работу. Занятый всецело своей деятельностью человек прохожим ничего не отвечал, продолжая сосредоточенно трудиться. Зато комплименты людей услышал обезьяна, сидевшая в ветвях зеленого дерева на краю поля. Ее настолько прельстили людские похвалы, что животное пожелало получить хотя бы немного признания и славы. Хвостатая проныра сделала вывод, что все дело в тяжести.
Если она начнет делать что угодно, прикладывая к этому немалое усердие, то получит желаемое. Обезьяна отыскала тяжелый чурбан и приступила к перетаскиванию его с одного места на другое. Бесполезность занятия деятельное животное ничуть не смущала. Крестьянин тем временем ни на секунду не отрывался от обработки поля. Он продолжал пахать землю сохой, осыпаемый людскими похвалами. Внимания же обезьяньим усилиям никакого не уделялось.
Выводы очевидны
Работа обоих существ была весьма нелегкой, внешне все признаки выглядели одинаково. Разница очевидна. В изложении автора оба героя устали, с них градом лился пот. Однако огромная разница была очевидна. Ее замечали все, кто мог сравнивать. Труд человека направлен на пользу, своими усилиями он намеревался прокормить семью, шустрый зверек же занимался бессмысленной деятельностью по перетаскиванию тяжеленного куска дерева.
В действиях мартышки присутствует лишь видимость важной работы. Ради похвалы животное лишь воспроизводило действия действительно работающего. Устала же обезьянка по-настоящему. Однако видевшие все ее старания люди воспринимали усилия животного как представление, а не результативную и осмысленную деятельность.
Потому и значение фразеологизма «мартышкин труд» означает высшую степень никому не нужной работы, не приносящего выгоды даже тому, кто прилагает усилия. У окружающих подобные деяния вызывают лишь осуждение, а никак не желание похвалить зверька.
Выражение используют, когда желают подчеркнуть пустую трату времени и сил на то, что никаких результатов он не принесет. Произведение опубликовало в 1811 году. Автор оказался провидцем. Мораль его басни прекрасно отразила реалии недавнего прошлого страны середины двадцатого столетия.
Мерилом всего, по этому мнению, было общество, а не личность. В наставлении Крылова звучал призыв не искать похвал, если работа совершенно бесполезна. Таким непростым оказался фразеологизм «мартышкин труд», неразрывно связанный с сочинением отечественного классика.
Тождественное выражение
Синонимом высказывания стало выражение «Сизифов труд». Свой символ бесполезного занятия был и у древних греков. Воплощением полнейшей беспочвенности усилий в их мифах выступает царь Сизиф, потомок богов. Его наделили пронырливостью, которая обеспечивала успех во всем. Однако герой мечтал превзойти бессмертных обитателей Олимпа. Проблема у него была одна: обвести богов вокруг пальца.
Начало воплощения планов оказалось весьма успешным. Сизиф ловко провел бога смерти Таната, затем он обманул повелителя подземного царства Аида. Но подобные шутки с богами плохо заканчиваются. За свои проделки Сизиф заплатил сполна. Наказанием его стал вечный труд.
Он закатывает гигантских размеров каменную глыбу на вершину высокой горы. Толкает камень герой наверх, изнемогая от усталости и обливаясь потом. Кажется, остается совсем немного – и все, мучениям конец. Но каждый раз не хватает малости, чтобы прекратить работу. Валун вырывается из ослабевших рук и катится вниз.
Сизиф снова начинает все сначала. Такая деятельность бесконечна, бесцельна. В отличие от древнегреческого персонажа мартышку хотя бы вечные муки не осуждали. Свою работу обезьянка могла прекратить в любой момент. Сизифов же труд – усиленные старания. При всей кажущейся их эффективности от них нет пользы. Все прилагаемые усилия напрасны. Однако различие в смысле весьма существенно: старания животного показательны.
Так именуют бессмысленные действия, не проводящие к нормальным результатам. Сизифа вынудили выполнять тяжелую работу, прикладывать немало усилий, заведомо понимая, что все попытки обречены на провал.
Новое значение
С течением времени появилась новая трактовка известного выражения. Бессмысленный труд стал дорогой к просветлению, способом разгадки своего предназначения. Судя по логике пифагорейцев, в иных ситуациях лучше просто делать нечто. Это более чем достаточно. В ставшем культовым фильме «Трасса 60» главный герой, Нил Оливер, это понял не сразу.
Воплощенный на экране великолепным актером Гэри Олдманом джинн предоставил выполнение заведомо бессмысленной работы с тайным смыслом. Только при прохождении квеста Нил осознал, что задача ничего общего с мартышкиным трудом не имеет. И буддисты, и пифагорейцы испытывали претендентов заведомо бессмысленной работой. По правилам, такая деятельность должна была длиться примерно пять лет. Оставались те, кто выдерживал такое испытание.
И целые школы, и отдельные мудрецы подвергали учеников заданиям, на первый взгляд противоречащим здравому смыслу. Лишь потом неофиты понимали глубокую мудрость, обращаясь затем в веру наставников. Иногда всем людям необходимо отдохнуть от смысла. Звучит подобный довод непривычно, ведь цель должна быть во всем. Однако если взрослый человек трудится, его жизнь заполнена рационализмом, все соответствует принятым стандартам. Потому на досуге современники ищут нечто приятное, пусть и бессмысленное. Такая деятельность обладает немалым терапевтическим эффектом.
От навязчивости внешнего мира избавить в состоянии только хобби. Оно становится островком спасения. Получается, это совсем не мартышкин труд, а путь постижения своей сущности. Важны не прилагаемые усилия, а приносимая польза, конечный результат. Смех и осуждение вызывает видимость действий. На почет уподобляющиеся персонажу басни люди рассчитывать не могут.
Жалость вызывают те, то пытается сымитировать тяжелую работу. Это занятие бессмысленно. Оно никогда не заслужит благодарности. Занятые мартышкиным трудом тратят свое время понапрасну, так как ничего не достигнут, не заслужив уважения.
- "Мартышкин труд": происхождение, значение и синоним
- Происхождение и значение фразеологизма "мартышкин труд"