История создания

Вскоре после окончания кровопролитной Второй Мировой войны главные мировые державы начали подготовку к новой военной угрозе. Знаменитая речь Черчилля в Фултоне, раскол мира на два лагеря, полный передел его победителями и жесткая борьба за сферы влияния не сулили всеобщего мира и благоденствия.

Согласно первой послевоенной программе военного кораблестроения на ближайшие десять лет, было предусмотрено строительство легких крейсеров  для модернизации флота.

Было принято решение создать два типа кораблей: крейсер (проект 63), второй и корабль ПВО (проект 81). На кораблях планировалось установить атомный реактор.

Через время проект 81 закрылся, а работы по обоим типам кораблей соединили в одно направление. К сожалению, проект 63 также вскоре закрылся.

В конце 1960-х годов Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание атомного сторожевого судна.

Корабль должен был иметь водоизмещение около 8000 т, уметь не только сопровождать другие суда, но и обеспечивать им огневую поддержку, а также выслеживать и при необходимости уничтожать вражеские суда. Одним из главных преимуществ корабля должна была стать неограниченная дальность плавания.

Весной 1971 года для обоих судов идет активная разработка оружия. Будущий корабль получает новейшие на то время варианты вооружения.

В 1973 году на Балтийском заводе имени Орджоникидзе закладывается головной крейсер.

В последнем варианте проекта «Орлан» было запланировано создание пяти судов, четыре из которых построили. Но следует заметить, что четвертое судно («Петр Великий») отличалось от своих «собратьев». У него была большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, а также на борту были установлены более современные крылатые ракеты.

Зимой 1977 года  тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший "Киров") был спущен на воду и официально зачислен в состав ВМФ Советского Союза.

Важный момент: в этот год ввели новую классификацию, и судно из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

 Свое нынешнее имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу, это случилось в 1992 году. Он и еще три корабля получили новые имена. Один из них носит имя «Петр Великий», а другие три стали «адмиралами» (Ушаков, Лазарев и Нахимов).

Конструкция и описание корабля

У судна «Адмирал Ушаков» полностью сварной корпус, продлённый полубаком и усиленным зенитным вооружением. Для защиты важных частей корабля сделано традиционное бронирование: противоснарядное, противопульное и противоосколочное. Для защиты применялась в основном гомогенная броня.

Практически все надстройки судна сделаны из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения расположена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты прикрывают машинное отделение и погреба боезапаса.

У крейсера удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть состоит из пяти палуб (на всем протяжении корпуса). В задней части находится подпалубный ангар, вмещающий три вертолета. Здесь же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения нужных для полетов материалов.

Главная энергетическая установка крейсера была механическая двухвальная с двумя паровыми турбозубчатыми агрегатами и 6 котлами, которые располагались в восьми соседних отсеках в средней части корпуса корабля.

Вооружение

Согласно плану крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать вражеские подводные суда, а также обеспечивать безопасность своих территорий от угрозы с воздуха. Исходя из поставленных задач, судно получило много всевозможного оружия.

Главное ударное вооружение представлено системой «Гранит» - противокорабельным ракетным комплексом, размещенным в носовой части. Он состоит из двадцати ракет, максимальная дальность полета которых достигает 550 км. Боевая часть ракет атомная, боеголовка весом в 500 кг.

Зенитное вооружение корабля — это ракетный комплекс «Форт». Крейсер оснащен двенадцатью барабанными установками по восемь ракет в каждой.

Кроме воздушных целей «Адмирал Ушаков» способен поражать суда противника классом до эсминца.

Противолодочное оборудование судна включает ракетный комплекс «Метель» — 10 ракето-торпед, дальность стрельбы которых достигает 50 км, а глубина поражения — до 500 м. Кроме «Метели» есть два пятитрубных торпедных аппарата. Также на палубе корабля есть множество малых пушек и орудий.

Служба «Адмирала Ушакова»

Корабль официально состоял на службе ВМФ и участвовал во многих боевых и учебных заданиях. Среди них можно выделить несколько интересных моментов. Например, зимой 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали вести военные действия против Сирии и Ливана, которые были союзниками СССР. Командование судна получило приказ идти в Средиземное море.

Когда «Адмирал Ушаков» вошел в нужные воды, а до точки назначения оставалось меньше суток пути, корабли НАТО сразу прекратили огонь и ушли в островную зону. Приближаться менее чем на 500 км к нашему кораблю американцы так и не решились.

В 1984 году судно совершило свой первый боевой поход в Средиземное море.

Особенностью крейсера «Адмирал Ушаков» было наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций. Кроме двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на судне для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис установлены собственные радиодальномеры. Грамотное использование артиллерии главного калибра обеспечивалось системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68бис А». Корабли такого типа были также оснащены современными на тот период времени средствами связи.

В 1971 году крейсер прошёл масштабную модернизацию согласно проекту 68-А. Одной из задач было усиление ПВО, а также средств связи. Кроме того технический план предусматривал установку навигационного космического комплекса «Циклон-Б» с системой связи «Цунами-БМ», дополнительных АУ 30-мм калибра АК-230 с системами управления МР-104 «Рысь», современными средствами связи и радиолокационного противодействия, а также специальными устройствами передачи грузов на ходу.

Корпус корабля был переоборудован для установки носовой и кормовой групп, по четыре установки в каждой, 30-мм артиллерии ближнего радиуса действия.

Связь на борту судна координировалась из флагманского командного пункта. Для установки активных помех устанавливались станции САП «Краб-11» и «Краб-12».

После модернизации крейсер выполнял боевые и учебные задачи вплоть до 1991 года. Из-за ряда технических неисправностей судно было поставлено на ремонтную стоянку.

К сожалению, корабль так и не был восстановлен и модернизирован. У страны был сложный переломный период, и на восстановление такого огромного судна просто не было денег.

Долгие годы «Адмирал Ушаков» простоял на приколе. В 2013 году  специалисты Центра судостроения «Звездочка» заявили о необходимости утилизации активной зоны крейсера.

Летом 2015 года было принято окончательное решение об утилизации крейсера «Адмирал Ушаков».

Интересные факты

Примечательно, что крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») не один раз упоминался в массовой культуре. Например, в 1982 году он появился в советском фильме «Случай в квадрате 36-80».

Также русский крейсер упоминается в романе писателя Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». По задумке автора во время третьей мировой войны корабль вышел в Атлантику на охоту за вражескими судами и был потоплен норвежской подлодкой, которая расстреляла крейсер торпедами.

Находится крейсер и в центре внимания серии книг Джона Шеттлера «Киров». Согласно сюжету в 2017—2021 годах корабль подвергся тотальной модернизации, для которой были разобраны на запчасти три других крейсера. После этого он стал флагманом Северного флота.

В ходе первых ракетных стрельб «Киров» из-за мистической аномалии попадает в прошлое, а именно в август 1941 года, где его появление приводит к изменению истории. В результате начинается длительное путешествие крейсера по различным временам и альтернативным реальностям.

Также советский атомный крейсер «Киров» фигурирует в фильме «Нити», снятом для телекомпании ВВС.