Для того чтобы разобраться в назначении и характеристиках авиационного спирта необходимо хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с общим воздействием алкогольных напитков на человеческий организм. Ведь наша национальная культура имеет очень серьезную привязку к застольям с соответствующими праздничными возлияниями. Важно понимать, что данное понятие в первую очередь имеет привязку к «этиловому спирту» (химическая формула: C2H5OH). Эта жидкость является основным ингредиентом водки, виски, джина и т.п.
На физиологию человека этанол влияет исключительно как токсичное и наркотическое вещество. Причем даже низкие его концентрации воздействуют на организм седативно. А при частом употреблении подобного рода напитков возникает наркотическая зависимость, наносится серьезный ущерб ЖКТ, печени, кровеносной и нервной системам. В отличие от прочих наркотиков алкоголь действует достаточно медленно и незаметно, а его негативное влияние на человеческий организм может проявиться только через десятилетия.
Интересно, что авиационный спирт в силу своего «злободневного» употребления в советское время имеет массу сленговых названий. Данный напиток «гурманов» получил наименование «шпага» и «шило». А во времена сухого закона восьмидесятых годов 20 века авиаторы его часто называли «шасси-ликером» и «Массандрой».
Общие понятия
Милитаристская история нашей страны после окончания Великой Отечественной войны подразумевала в первую очередь развитие советской военной авиации. А, как в свое время было известно даже далеким от данной темы людям, «авиация без спирта не сможет подняться в небо». На самом деле, авиационный спирт применяется в самолетах в основном для функционирования ПОС (противообледенительной системы), куда входит в качестве основной химической составляющей.
Именно из-за того, что температура замерзания этанола (раствора этанола) более низкая, чем у простой воды, данное химическое свойство жидкости получило широкое применение в авиации. Ведь в данном контексте именно борьба с обледенением корпуса самолета является наиболее актуальной. Причем тип летательного аппарата непосредственно влияет на нормы потребления авиационного спирта. Исходя из этого, наиболее «голодным» считается МиГ-25. Интересно, что его тематическим названием является «летающий гастроном». Этот самолет имеет среднюю норму потребления разбавленного авиационного спирта 250 литров. А, кроме того, в дополнительном резервуаре находится еще около 50 литров чистого этанола.
В середине прошлого столетия ПОС большинства МиГов и ТУ использовал традиционный этиловый спирт. А в зависимости от конкретной разновидности самолета варьировали и «градусы» жидкости. Обычно в качестве технического спирта применялся ректификат. Однако часто авиационный спирт необходимо было разводить водой (дистиллятом или минералкой) в соответствии с нормами расхода. Например, на советском вертолете МиГ-6 крепость жидкости, предназначенной для обмывания стекол и в качестве дублирования их электрического обогрева, составляла 96%. А вот резервуары самолетов ТУ-22 предусматривали наполнение авиационным спиртом, разбавленным в летнее время до 50%, а в зимнее – до 60-70%.
Заменитель авиационного спирта
В зависимости от типа летательных аппаратов количество выделяемого на них авиационного спирта варьировало. Однако это не мешало, как членам экипажей, так и механикам большую часть списанной жидкости расхищать с целью употребления и даже перепродажи. Особенно актуальной стала эта проблема в период «Перестройки» с ее «сухим» законом.
Интересно, что потребительский рынок алкогольных напитков очень органично принял в себя эту «золотую жилу». Причем стоимость напитка зависела тогда от его крепости. Однако средний «ценник» составлял 7-9 рублей за литр. Чтобы предотвратить коммерциализацию и спаивание советских летчиков правительство страны было вынуждено заменить безопасный для здоровья человека этанол на метанол или изопропанол, а также вводить в состав этанола различные добавки, что делало жидкость непригодной для употребления в качестве алкогольных напитков.
В связи с этими процессами формула авиационного спирта изменялась в зависимости от периода рассматриваемой советской эпохи. Например, в конце «девяностых» этиловый спирт (С2Н5ОН) был полностью вытеснен изопропиловым спиртом (С3Н8О) и метиловым спиртом (СН3ОН). В настоящее время в ПОС авиации используется смесь этиленгликоля или специальная жидкость «Арктика». А в случаях, когда необходимо применять этанол, в его состав добавляется денатурирующий компонент «Битрекс», который обладает очень горьким привкусом, исключающим употребление внутрь.
Характеристика авиационного спирта
Свойства авиационного спирта полностью зависят от химического состава вещества, которое является его основным компонентом. Так, этанол является летучей бесцветной жидкостью с характерным запахом питьевого спирта и жгучим вкусом. Он обладает плотностью, меньшей, чем у воды, и является хорошим растворителем различных органических веществ. «Напиток авиаторов» имеет температуру кипения, составляющую плюс 78,39 °C, и замерзания – минус 114,3 °C. Он хоть и не опасен для жизни, однако точно не является полезным для здоровья.
На внешний вид авиационный спирт, созданный на базе метанола, полностью соответствует своему аналогу из этанола. Однако температура его кипения составляет плюс 64,7 °C, а замерзания – минус 97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание метанола. Причем данная жидкость обладает худшей летучестью при низких температурах окружающей среды и «травит» авиационный алюминий, из которого сделан корпус летательного аппарата. При температуре воздуха от +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочих параметров. Для решения проблемы метанол приходится разводить на 10-25 % бензином.
Авиационный спирт на основе изопропанола также является прозрачной летучей жидкостью с резким алкогольным запахом. Однако он имеет специфичный аромат, который нельзя спутать ни с этанолом, ни с метанолом. Температура его кипения сотавляет +82,4 °C, а замерзания – - 89,5 °C. В сочетании с водой изопропанол образует азеотропную смесь, обладающую температурой кипения +80,2 °C и крепостью 87,9 %.
Можно ли употреблять авиационный спирт в качестве алкоголя?
Не секрет, что для летчиков и механиков советской эпохи вопрос о пользе или вреде здоровью от употребления авиационного спирта показался бы, скорее всего, риторическим. Ведь в те эпические времена его считали исключительно дополнительным бонусом к заработной плате. Тогда никто не соразмерял питьевое качество авиационного спирта с аналогичными показателями алкогольного ассортимента, представленного на прилавках винных магазинов. Тем более, вредные последствия для человеческого организма начинали сказываться только через многие годы. Таким образом, этанол (С2Н5ОН), в котором не было денатурирующих добавок, включая, конечно же, «Битрекс», старшее и среднее поколения авиаторов использовали не только по прямому назначению с минимальным, если можно так выразиться, ущербом для здоровья.
Однако авиационный спирт, в составе которого присутствуют специальные добавки или который подразумевает использование технических заменителей, указанных выше, полностью исключает их употребление внутрь. Ведь метанол гарантирует потерю зрения, да и вообще очень опасен для жизни. А чтобы его отличить от этилового спирта, необходимо поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, а метиловый – зеленым. Кроме того, в качестве индикатора авиационного спирта можно использовать очищенный клубень картофеля. При опускании в жидкость он не изменит цвет в эталоне и приобретет розовый оттенок в метаноле.
Для определения изопропанола в составе авиационного спирта достаточно его понюхать. Так как запах этого вещества невозможно перепутать с этиленовым спиртом.