Детство и юность
Основатель советской школы авиастроения Андрей Николаевич Туполев появился на свет 10 ноября 1888 года в семье разночинцев. Отец происходил из сибирских казаков. Мать родом из мелкопоместных дворян. Родители проживали в небольшом селе Пустомазово Тверской губернии. Когда подошел возраст, мальчика определили в городскую гимназию. Жил гимназист на съемной квартире. Учился неплохо. Особый интерес проявлял к математике и физике.
В 1908 году окончил гимназию и поступил в Московское высшее техническое училище. Как раз в это время во всех газетах писали о русском летчике Уточкине. Андрею посчастливилось увидеть показательные полеты знаменитого пилота. В студенческой среде была популярной наука аэродинамика. Туполев начал посещать кружок воздухоплавания. Вместе с товарищами по увлечению занялся постройкой планера. В 1910 году совершил полет на самодельном воздушном судне и благополучно приземлился.
Профессиональная деятельность
Завершив обучение, Туполев поступил на работу в авиационное расчетное бюро, которое было единственным в России. На тот момент в нашей стране самолеты не выпускались. Подготовленных инженеров и конструкторов просто не было. Андрей Николаевич совместно с Николаем Егоровичем Жуковским создал Центральный аэрогидродинамический институт, в котором и начал работать как главный конструктор. На первом этапе он занялся конструированием цельнометаллического самолета.
Зарубежная практика показала, что самолеты, собранные из древесины не обладают достаточной прочностью и долговечностью. Сталь и сплавы не годятся из-за слишком большой удельной массы. Туполев выбрал для своего проекта дюраль, который производился на Кольчугинском заводе во Владимирской области. В 1925 году в небо поднялся первый цельнометаллический самолет ТБ-1. На тот момент он считался лучшим в мире бомбардировщиком. Однако работы над усовершенствованием конструкции продолжались.
В должности главного конструктора
Обстановка в мире накалялась и во всех развитых странах готовились к войне. Перед конструкторским бюро Туполева стояли сложные и ответственные задачи. Одна из таких задач – создание дальнего бомбардировщика. Задание на проектирование специалисты получили весной 1939 года. Весной 1941 года опытный образец ТУ-2 прошел испытание в реальных условиях. И буквально через несколько дней началась война. В период военных действий Андрею Николаевичу приходилось заниматься не только проектированием, но и организацией производственного процесса на разных заводах.
В послевоенный период КБ Туполева занималось и мирными программами. Именно в Советском Союзе создан первый пассажирский самолет на реактивной тяге ТУ-104. Затем, когда потребовался лайнер для полетов через океаны к далеким материкам, появился ТУ-114. Андрей Николаевич занимал разные должности в министерстве авиационной промышленности. В числе его учеников известные деятели науки и производства, создатели самолетов различного назначения. Андрей Николаевич Туполев ушел из жизни в декабре 1972 года.
- Андрей Николаевич Туполев