Народное поверье донесло до нашего времени основные сведения о празднике Ивана Купалы. Основное торжество начинается 6 июля с закатом солнца и продолжается до рассвета 7 июля. Данная ночь считается мистической и чудотворной, так как в это время собирается на свой шабаш вся нечистая сила, включая ведьм, мавок и русалок. А силы огня, воды и трав приобретают целебные и магические свойства.
Принято, что уже после обеда 6 июля девицы начинают сбор трав и цветов для того, чтобы плести венки. Главными действующими лицами праздника считаются Купала и Марена. Первый персонаж олицетворяет собой изобилие и возрождение, а второй – умирание и увядание. Молодежь предварительно изготавливает их чучела. Региональные традиции подразумевают различные варианты. Известны способы изготовления чучел из молодых деревьев, веток кустарника и соломы. Их обязательно украшают лентами и дарами природы.
Вокруг чучел принято водить хороводы, олицетворяющие собой круговорот в природе, и осуществлять обрядовое песнопение. После прославления чудодейственных сил мироздания чучела топили в воде или сжигали, а праздник продолжался до самого рассвета вокруг купальского костра.
История происхождения праздника Ивана Купалы
После крещения Руси языческая традиция празднования Ивана Купалы была приурочена к православному торжеству – Рождеству Иоанна Предтечи. Именно с этим святым связывают первую часть современного названия популярного в народе праздника. Вторая же составляющая наименования считается более таинственной и имеет несколько интерпретаций, среди которых существует и та, что связывает ее с неким языческим божеством Купалой, покровительствовавшим плодам и цветам. Однако современная теология отвергает этимологию такого рода, считая, что в славянском пантеоне богов никогда не было данного персонажа.
Таким образом, название «Купала» сегодня признано большинством именно в качестве обозначения тематического обряда. Исторические корни данного народного гулянья уходят в ту эпоху, когда церковные служители пытались вытеснить языческий праздник, заменив его исключительно на православный. Священники очень сильно осуждали участников этого действа, считая их поклонниками нечистой силы и бесовскими угодниками.
Купальский костер, целебная вода и магические травы
Издревле считалось, что в ночь с 6-го на 7-ое июля огонь становится по-настоящему очищающим и чудодейственным. Именно поэтому ритуальный костер считается главным атрибутом праздника. Он олицетворяет солнце, а потому делается достаточно большим. Кроме того, в центральной части кострища устанавливается столб, на который нанизывается череп лошади или коровы («видьма»). Вокруг большого огненного столпа люди водят хороводы, танцуют и поют песни. После того, как пламя становится меньше после прогорания, молодежь начинает ритуал очищения и излечения, когда парни и девушки прыгают через костер.
Девушка, которая не смогла преодолеть пламя, воспринимается всеми ведьмой. В этом случае ее обливают водой, обсыпают перьями или выпарывают крапивой. А молодые пары в данном ритуале испытывают свой союз на прочность. Считается, что в случае преодоления кострища с сомкнутыми руками такая семья будет крепкой и неразлучной. Кроме того, на костре принято сжигать ненужные вещи и одежду больных людей, так как это способствует избавлению от неурядиц и хворей. Известны случаи, когда через купальный костер перегоняли даже домашний скот, пытаясь избавиться от его падежа и мора.
Особой силой насыщается в этот праздник и вода. Считается, что на Ивана Купалу данная стихия приобретает особое целительное свойство. Поэтому ритуал омовения во многих регионах считается обязательным. При этом очищается не только тело, но и душа. Хвори и болезни отступают вместе с дурными помыслами. Причем вся нечисть покидает такие водоемы, устремляясь на собственные шабаши. Однако известны народные традиции в некоторых местах, когда массовые купания в эту ночь наоборот исключались из-за разгула темных сил. Но даже в этом случае рекомендуется умывание в утренней росе, которое приносит красоту девушкам и здоровье парням. Особенно на Ивана Купалу рекомендуется попариться в бане, используя особые веники, вязанные из 12 трав, имеющих целебную силу.
Историческое наследие Иванова дня донесло до наших дней и предание о чудодейственном воздействии многих трав. С рассветом 7-го июля знахари и травницы обычно выходили за целебным сбором, когда вся растительность была покрыта купальной росой. Как правило, такие заготовки сопровождались отчиткой специальных заговоров, рассчитанных на то, чтобы усилить целебные свойства собираемых растений. Издревле славянское население свято верило, что все лечебные травы выращиваются мавками (лесными духами), которые специально награждают их такими качествами. А в Беларуси, например, до сих пор считается, что сбор целебных растений должен производиться именно стариками и детьми, которые обладают наиболее чистыми душами.
Символы солнца и цвет папороти
Так как Иванов день раньше отмечался 24 июня (в день летнего солнцестояния), то и основная атрибутика данного праздника связана именно с данным светилом. В этой связи парни запускали с различных возвышенностей зажженные бочки с просмоленной поверхностью, которые в ночное время очень символично отождествлялись всеми с солнечным циклом. Еще одним обязательным атрибутом праздника считается венок. Ведь славянская мифология относит этот девичий аксессуар именно с солнцем, чистой и молодостью.
Среди эпических преданий о дне Ивана Купалы наибольшей популярностью пользуется легендарное повествование о цветке папоротника. Считается, что он цветет раз в году именно этой ночью. Если человек сможет найти такой цветок в тот волшебный миг, когда он охраняется нечистой силой, то счастливчик станет обладателем многих сверхъестественных качеств, включая способности понимать язык всякой живой твари, нахождения кладов, управления стихиями и духами, обретения оптической невидимости.
Приметы и поверья
Среди наиболее известных тематических примет следует выделить те, которые относятся к девичьим венкам, сплетенным из трав, цветов и ягод. Эти магические предметы предназначены для опускания в водоем и умывания лица путем зачерпывания в пригоршни воды внутри венка. Данные действия обеспечивали здоровый цвет лица и блеск глаз. Однако основная магия начиналось, когда девушки отделялись от парней и с венками, к которым прикрепляются зажженные свечи, начинали плавать в водоеме. В это время каждая обладательница ритуального предмета внимательно следила за ним. Ведь от того, как он будет вести себя в воде, зависело предсказание будущего потенциальной невесты.
Если венок уплывал достаточно далеко от хозяйки, то это означало скорую свадьбу. А когда он начинал кружиться на одном месте, это указывало на перенос долгожданного события на один год. Самым негативным результатом считается случай с утоплением венка. Тогда несчастной девушке пророчится одиночество до смерти. Примечательно, что парни в это время, как правило, не самоустраняются, а внимательно наблюдают за процессом гадания. Если кому-то из них удается поймать венок в воде, то избранница должна такому ловкачу подарить поцелуй.
Народное поверье гласит о том, что в ночь на Ивана Купалу деревья начинают двигаться, а все живое обретает способность разговаривать. А множество светлячков в темном лесу означает массовое нашествие душ умерших предков. Кроме того, русалки, мавки, домовые, лешие и прочие нечистые духи очень сильно активизируются в это время, развлекаясь на тематических гульбищах. Однако опасаться следует именно ведьм, которые в эту ночь начинают бесчинствовать на своих шабашах.
Именно по этой причине девушек, которые не пришли к праздничному костру, считали ведьмами. С древности люди для защиты от сверхъестественных сил применяли различные обереги, которые изготавливали из конопли, крапивы, полыни, осины, вербы и других растений. В ход могли пойти даже старые и поношенные мужские штаны, которые в данном случае должны были уберечь от ведьм коровье молоко или лошадь. А для молодежи ночь на Ивана Купалу считалась единственной возможностью развлекаться в темное время суток без осуждения взрослых людей.