По зарегистрированному весной 2018 года документу местом происхождения курая является Башкирия. Духовой музыкальный инструмент, напоминающий продольную открытую флейту, изобрели именно башкиры, хотя похожие на него сыбызгы, камыль, шоор и карды-тюйдук есть и у других народов страны.
Дорога к призванию
Первым изготовителем курая не из околоплодника, а из шпона стал известный художник Вакиль Шугаюпов. Сделанные и природного материала инструменты отличала хрупкость, а рукотворный оказался более надежным.
В этой республике началась биография Расуля Рафиковича в 1968 году. Он появился на свет в деревне Средний Муйнак 18 марта. В семье творческими способностями не был никто обделен. Мама великолепно пела, папа прекрасно играл на мандолине. Талантливым самоучкой был дедушка, научившийся блистательной игре на скрипке.
В родной деревне практически никто на национальном инструменте не играл. Односельчанин научил навыкам игры подвижного сообразительного парнишку. Однако про профессиональное образование в этом направлении будущий музыкант не задумывался. Он мечтал о вокальной карьере, видел себя на эстраде.
Вместе с отцом мальчик принял решение отправиться в Уфу поступать в училище. Шустрый мальчишка прослыл настоящей проблемой для школьных преподавателей. Он постоянно шалил на уроках и получал замечания. По этой причине старшеклассник и решил, что поступать будет после восьмого класса.
После школы выпускник приступил к реализации задуманного. На вокальном отделении талантливому абитуриенту отказали из-за возраста. Парню объяснили, что в пятнадцать голос начинает ломаться. Поэтому в переходном возрасте студентов не берут.
Отчаявшегося парнишку увидел Ришат Рахимов, известный кураист. Он предложил тому стать кураистом. Проверка слуха и демонстрация приемов игры прошла быстро. Дав немного времени на самостоятельное изучение возможностей инструмента, музыкант оставил будущего ученика.
Музыканта призвали после завершения учебы в армию. Затем образование продолжилось в государственной академии искусств имени Исмагилова.
Совершенствование мастерства
Во время учебы студент организовал группу «Караван-сарай». С ее помощью курай в конце восьмидесятых вышел на большую эстраду. Очень быстро ее участники стали узнаваемы. Начались гастроли. Расуль не прекращал совершенствоваться.
Он слушал известных импровизаторов на народном инструменте Гату Сулейманова и Ишмуллу Дильмухаметова, модернизировал технику, не забывая про то, что основой мастерства является традиционная манера игры. Предпочтение начинающий музыкант отдавала Гате Сулейманову.
Манера игры у каждого исполнителя своя. Расуль выбрал народную традицию. Соединением народного инструмента с другими занималась также группа «Аманат». В училище на курае играли с оркестром народные песни. Для групп с таким участником композиторы сочинять не пытались никаких вещей.
Сочетание вызывало ажиотаж. Очень сложно было представить столь неожиданный синтез. Дебют коллектива состоялся в зале института искусств в начале весны. Программы заранее показывали в районах республики во время гастролей, чтобы увидеть реакцию зрителей.
Группе помогли войти в состав филармонии, подержали начинание. Коллектив обзавелся аппаратурой, получил транспорт для поездок. Музыканты смогли открыть студию.
В 1991 Расуль стал победителем республиканского конкурса кураистов имени Юмамбая Исянбаева, посвященного вековому юбилею выдающегося музыканта.
Все грани таланта
Завершив обучение в музыкальном направлении, Расуль возглавил Дом Культуры родного села. Он занимался организацией концертов и проведением различных мероприятий. Мама предложила сыну попробовать силы в театральной сфере. Она нашла объявление о наборе юношей на театральный факультет. Карабулатов мечтал о славе поющего актера. Ему повезло учиться у Рифката Исрафилова.
Развитая учениками бурная деятельность на музыкальном поприще вызвала у мэтра настоящий шок. Он посчитал, что парни могут уйти из артистической профессии, став музыкантами. Тревога оправдалась. В девяностых группа стала невероятно популярна. Исрафилов долго не мог поверить в уход талантливых артистов, для них уже готовы были роли в новых постановках.
С 1994 до 1996 Карабулатов трудился в Национальном молодежном театре республики. Он сыграл одну из самых интересных для себя ролей Салавата Юлаева, в постановке по произведению Мустая Карима «Салават. Семь сновидений сквозь явь». Одновременно с выступлениями на сцене музыкант пытался гастролировать с группой. Совмещение оказалось невозможным.
В нескольких музыкальных картинах артист снимался в главных ролях. Его персонажами стали герои «Башкортостана», обеих частей «Знакомых незнакомцев». Главных героев Карабулатов исполнил также в художественных кинолентах «Седьмое лето Сюмбель», «Долгое-долгое детство».
С 2006 Расуль Рафикович возглавляет уфимский «Дом Дружбы», городской досугово-культурный центр. В нем занимаются более двух тысяч детей от трех лет. С 2007 является генеральным директором ГУП РБ «Конгресс-холл». С конца 2010 Карабулатов назначен главой республиканской государственной филармонии имени Ахметова.
Личная жизнь артиста сложилась счастливо. У него с женой Айгуль Кадимовной появилось два ребенка. Дочь Гульнур учится в государственном университете искусства и культуры в Санкт-Петербурге, сын Ильяс работает в Башкирской госфилармонии танцором в группе «Караван-сарай».
- Зигзаги судьбы Расуля Карабулатова