Что такое таможенный союз
Подобный союз – это соглашение двух или более стран об отмене платежей за перемещение разнообразных товаров через границу, одна из форм внешнеторговой государственной политики, при которой обеспечивается свобода движения услуг, товаров и рабочей силы, общая система контроля качества и сертификации. По сути, это своеобразная межгосударственная экономическая интеграция, создание общего рынка, позволяющего обеспечить рост рабочих мест, экономики и производства стран участниц союза.
Страны-участницы ТС ЕАЭС
ТС ЕАЭС на 2019 год включает в себя пять государств: Армению, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и Россию. Первое соглашение относительно создания Таможенного союза было заключено между Россией и Казахстаном первого июля 2010 года. Эта дата и считается днем основания ТС ЕАЭС. Но еще за десять лет до этого Россия и Беларусь заключили подобное соглашение, по сути открывшее границы между этими двумя государствами. Но официальное утверждение организации произошло лишь в 2010. Шестого июля того же года Беларусь стала третьим членом Таможенного союза официально.
Новый Таможенный кодекс включал в себя отмену транспортного контроля на границах между странами ТС, создание возможностей для активного выхода продукции союзников на международный уровень, свободный товарообмен и свободное движение трудовых мигрантов.
Правительство Армении подписало соглашение о вступлении в Таможенный союз в октябре 2014 года, а сам договор вступил в силу только в 2015 году, второго января, что совпало со вступлением Армении в сам ЕАЭС. Хронология принятия решения о вступлении в союз выглядит следующим образом. В 2012 году Тигран Саркисян, тогда действующий премьер-министр, а ныне – Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии, высказался относительно ТС достаточно жестко, пояснив, что считает вступление в него для Армении довольно нецелесообразным, предложив правительству поискать другие формы межгосударственного сотрудничества с Россией. В государстве имелось немало противников присоединения к ТС, но их позиции оценивались, как слабые и неубедительные, и в следующем, 2013 году, президент Серж Саргсян заявил о твердом решении вступить в Таможенный союз, подписав в ноябре меморандум, положивший начало процедуре присоединения Армении к ТС ЕАЭС.
В далеко идущих планах правительства России Армения должна была занять ту нишу, которую раньше занимала Молдавия – поставки продуктов виноделия и плодоовощной продукции. Кроме того, Армения получила немало важных льгот, способствующих укреплении экономики республики: долговременная заморозка цен на газ, получение нефтепродуктов, алмазов и других важных ресурсов без излишних наценок.
Киргизская Республика – полноправная участница Таможенного союза с восьмого мая 2015 года. Причем правительство страны приняло решение о присоединении еще в 2011 году, а заявка на вступление была подана в 2013. Планировалось, что к концу 2013 рабочая комиссия определит необходимые мероприятия для вступления Киргизии в ТС.
Разумеется, главной причиной присоединения Киргизии к Таможенному союзу были широкие экономические выгоды, возможность трудоустройства местных жителей в странах ЕАЭС, снижение экономической зависимости от продукции КНР. Именно решение вопроса свободного перемещения трудовых мигрантов в дорожной карте ТС стало основным требованием республики для вступления в ТС ЕАЭС.
Страны кандидаты на вступление в ТС
В начале 2013 года правительство Сирии выразило желание ввести свою страну в состав Таможенного союза. В Дамаске состоялись переговоры между Олегом Ермоловичем, послом Республики Беларусь и главой министерства экономики Сирии Мухаммадом Зафером Мхаббаком. Министр выразил надежду, что Беларусь поддержит вступление его государства в ТС.
На тот момент это было скорее желание укрепить свои международные позиции, но опасаясь вовлечения России в международный конфликт на почве нарастающего напряжения в Сирии, страны-участницы ТС не стали обсуждать возможность присоединения Сирии в ближайшем будущем. К тому же экономические условия страны и ее удаленность от границ других союзников делают соблюдения принципов ТС практически невозможным.
В январе 2015 года Тунис выразил свое желание попасть в ТС ЕАЭС. Али Гутали, посол Туниса, заявил, что рассчитывает провести процедуру вступления в ближайшее время. Эту страну прежде всего интересует огромный новый рынок реализации плодоовощной продукции и сыров. Тунис переживает период бурного развития сельского хозяйства после «Арабской весны», и солидный экономический партнер придется государству как нельзя кстати.
Тунис – один из крупнейших в мире производителей оливкового масла, которое он вынужден поставлять в США и Южную Америку, что довольно невыгодно. Россия и другие страны ТС дадут возможность освоить новый рынок сбыта, при этом Тунис обещает нарастить производство в несколько раз.
Тунис – одно из самых популярных мест для российского туризма, и создание единой таможни могло бы существенно усилить экономические выгоды туризма. Наконец, в Тунисе производят сыры, ничем не уступающие запрещенным европейским, так что эта небольшая страна вполне способна «возместить» россиянам дефицит вкусного продукта.
Перспективы развития ТС
Правительство России планирует закончить процесс полной интеграции стран ТС к 2025 году. Именно тогда в Алма-Ате будет создан наднациональная организация по вопросам регулирования общего финансового рынка ТС. Вероятно, к этому сроку появится и общая валюта под обеспечением сырьевого экспорта Казахстана и России.
Важной частью перспективы развития ЕАЭС, призванного расширять экономическую интеграцию стран СНГ, Россия считает его сопряжение с программой КНР под названием «Один пояс – один путь», в которой Китайская Республика предложила создание объединенной экономической зоны «Шелкового пути» (в том числе и морского), способной послужить страховкой и дополнением к торговле между странами Евразии в случае блокады и санкций США. Таможенный союз – неотъемлемая часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
При этом в последнее время в ТС происходят довольно тревожные процессы. Руководство Казахстана считает, что за все время существования ТС ничего не принес для экономики республики. Мало того, экспортная российская продукция зачастую оказывается дороже отечественной.
В 2014 году Россия отказалась от импорта белорусского мяса и запретила транзит европейской продукции через Беларусь, чем нарушила все достигнутые договоренности в рамках Таможенного союза и, по мнению Лукашенко, нормы международного права. На сегодняшний день Республика Беларусь считает Россию недостаточно надежным партнером и готова отказаться от многих договоренностей.
Критика Таможенного союза касается плохо проработанной системы сертификации, недостаточно комфортных условий торговли, навязывания Россией своим «союзникам» условий ВТО (Всемирной торговой организации), хотя ее членом является только РФ. Существует еще одно мнение относительно ТС – политолог Пастухов утверждают, что это скорее идеологическое образование, довольно нежизнеспособное, для «внутрироссийского» употребления с целью расширения экономического влияния на другие страны.