Ранние годы
Франсуа Огюст Рене Роден (полное имя скульптора) родился 12 ноября 1840 года в городе Париже (Франция). Огюст вырос в семье, очень далекой от искусства. Его отец, Жан-Батист Роден, был обычным служащим в префектуре. Мать Огюста, Мари Шеффер, была второй женой Жана-Батиста и работала горничной. У мальчика была сводная сестра Мари, старше его на два года.
С детства мальчик проявлял способности к рисованию. Огюст всё время что-то рисовал углём на бумаге или чертил мелом на мостовой. К обучению в школе он не выказывал особого интереса.
Несмотря на сопротивление отца, юный Огюст в возрасте 14 лет поступил в школу рисования École Gratuite de Dessin, в которой успешно учился с 1854 по 1857 годы. Преподавателем Родена был известный в то время художник Орас Лекок де Буабодран.
Этот педагог использовал методику рисования, нацеленную на формирование визуальной памяти молодых художников. При выполнении рисунка следовало запомнить натуру, рассматривая её на протяжении нескольких минут, а потом нарисовать по памяти. Благодаря этому навыку, будущий скульптор мог запомнить, а затем воспроизвести образ натуры с мельчайшими деталями.
Юный Огюст ходил в музей Лувра копировать античные скульптуры. Также он часто бывал на выставках художников-импрессионистов, сблизившись с некоторыми из них. В будущем это нашло отражение в формировании его творчества. Закончив обучение, юноша три раза пробовал поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно.
Когда Родену исполнился 21 год, ему пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно, чтобы обеспечивать свою семью, так как его отец вышел на пенсию, которой не хватало на всех.
Роден работал в подмастерьях, декоратором, помощником скульптора. Иногда он успевал бывать на курсах в Музее естественной истории, на которых преподавал скульптор Антуан Бари.
В 1862 году умирает Мари, любимая сестра Родена. Ее смерть стала настоящим потрясением для Огюста, он даже принял решение бросить занятия скульптурой и принять постриг. Роден стал послушником в монастыре у священника Пьера Эймара, который уговорил его возвратиться в мирскую жизнь и не бросать занятия искусством. Роден вернулся к скульптуре и в благодарность Пьеру Эймару, изваял его бюст в 1863 году.
Творчество
Роден много работал и вскоре смог купить мастерскую, ранее бывшую конюшней. В ней было очень холодно и сыро, поэтому многие творения мастера не сохранились. В 1864 году скульптор изваял бюст одного местного жителя, которого звали Биби. У него было очень интересное лицо со сломанным носом. Хранившийся в мастерской бюст треснул от сильных морозов, но Огюст все равно отправил скульптуру в парижский Салон. К сожалению «Человека со сломанным носом» отклонили, так как он бросал вызов классическим канонам красоты своим обезображенным шрамами и морщинами лицом. Вскоре началась франко-прусская война, Роден был призван в армию, но был комиссован из-за слабого зрения.
В 1864 году Огюст переезжает в Брюссель. В Брюсселе Роденом были созданы несколько скульптур: для здания биржи, для частных домов, а также фигуры для монумента бургомистру Лоосу.
Родену удалось накопить крупную сумму денег, чтобы в 1876 году осуществить свою мечту – поездку в Италию. Ему очень хотелось увидеть воочию произведения великих итальянских мастеров эпохи Ренессанса. По словам Огюста Родена, огромное впечатление на него произвели скульптуры Микеланджело. Вернувшись во Францию через полтора года, Роден, вдохновившись работами великого флорентийца, изваял скульптуру «Бронзовый век».
В 1880 году Огюсту Родену поручают выполнить государственный заказ. Ему необходимо было изваять скульптурный портал, для здания нового Музея декоративных искусств в Париже. Роден не успел закончить эту работу в срок, к 1885 году. Несмотря на то, что открытие музея не состоялось, Роден не прекратил работу над скульптурой, названной «Врата ада». К сожалению, работа так и осталась незавершённой. Только после смерти мастера «Врата ада» были отлиты в бронзе.
«Врата ада» является одной из главных работ Родена, представляет собой скульптурную композицию высотой в семь метров и вмещает 186 фигур. Многие из этих фигур, такие как «Поцелуй», «Мимолётная любовь», а также изъятые из общей композиции «Адам» и «Ева», стали самостоятельными произведениями. Скульптура «Мыслитель», ставшая самым знаменитым и узнаваемых творением Родена, создавалась как портрет Данте Алигьери – автора «Божественной комедии», из которой Огюст Роден заимствовал образы для своих скульптур.
Дальнейшими известными работами Родена стали такие произведения: бюст Виктора Гюго; скульптура «Вечный идол»; скульптурная группа «Граждане Кале»; памятник Оноре де Бальзаку.
Личная жизнь
В течение всей жизни спутницей Родена была швея Роза Бёре. Их брак не был официально оформлен, поэтому, когда у Огюста и Розы родился сын, он стал носить фамилию матери.
В 43 года у Родена завязались романтические отношения с девятнадцатилетней студенткой Камиллой Клодель, которая мечтала о профессии скульптора. Вскоре Камилла стала ученицей Родена, помощницей и моделью. Девушка была безумно влюблена в своего учителя. Их связь с Камиллой длилась девять лет, но Роден не бросил Розу. А когда их отношения исчерпали себя, Камилла Клодель перенесла сильнейшее нервное потрясение, попала в психиатрическую лечебницу, где прожила до конца жизни.
19 января 1917 года, почти за год до смерти, Роден решил узаконить свои отношения с Розой. Она не прожила после их свадьбы и месяца, так как на тот момент была уже тяжело больна. Роден умер 17 ноября 1917 года от пневмонии. На надгробии великого мастера возвели копию скульптуры «Мыслитель».